18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Яркий, экстравагантный, забытый: Николай Калмаков в России и в эмиграции

Николай Калмаков. «Смерть Адониса». Фото: HipPostcard
Николай Калмаков. «Смерть Адониса».
Фото: HipPostcard
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

К 150-летию художника вновь издан биографический труд о нем, написанный Джоном Боултом и Юлией Балыбиной. Эклектичная муза Калмакова привела его когда-то в когорту знаковых петербургских художников-декадентов, но не спасла от прозябания в Париже

Возле Петергофского парка в 1900-е годы стоял старинный домик с балюстрадой, большими узкими окнами, лесенками и переходами. Жил в нем человек с маленькими усиками, высоким выступающим лбом и редкими вьющимися волосами. Гардероб его подчеркивал приверженность к дендизму: оригинального кроя пальто, гетры, лакированные ботинки. Звали его Николаем Калмаковым (1873–1955). Сын русского статского советника и итальянской оперной певицы относится к горящей неярким, но и неугасимым светом плеяде русских художников-символистов: Василий Денисов, Виктор Замирайло, Сергей Лодыгин, Всеволод Максимович, Василий Масютин.

Жизни и творчеству Николая Калмакова посвящено исследование двух известных искусствоведов — американского и петербургского. Джон Боулт написал главы с очерком биографии и творческого пути, о символизме и главных мотивах искусства Калмакова, а Юлия Балыбина — главы о театральных и книжных репризах художника. Первое издание монографии-каталога вышло 15 лет назад; нынешнее — более демократичное и, значит, более доступное по цене: книга стандартного формата, нет репринтного воспроизведения иллюстрированной Калмаковым сказки «Принцесса Лера» (почти наверняка имя ее автора Николая Кронидова — это маска самого художника). Зато здесь впервые репродуцируются три живописных полотна — из собраний галереи «Наши художники» и Александра Дадиани.

Джон Боулт, Юлия Балыбина. «Николай Калмаков». М.: Искусство — ХХI век, 2023. 328 с., ил. (Малая серия «Художники русской эмиграции»).
Джон Боулт, Юлия Балыбина. «Николай Калмаков». М.: Искусство — ХХI век, 2023. 328 с., ил. (Малая серия «Художники русской эмиграции»).

Биография Калмакова содержит немало темных мест. Как студент Императорского училища правоведения и сотрудник хозяйственного департамента Министерства внутренних дел обратился к живописи? Кто и где его учил? Каким образом он бежал из семьи и Советской России в 1921 году в Ревель? Собирал ли букеты «цветов зла» только на бумаге, холстах и ткани?..

Несомненно, Калмаков был своего рода губкой. Он впитал в себя все тенденции тогдашнего европейского искусства, особенно символистского толка. Джон Боулт методично перечисляет прерафаэлитов, группу «Наби», Арнольда Бёклина, Обри Бёрдслея, Гюстава Моро, Фелисьена Ропса, Франца фон Штука и многих других. В качестве скульптора и художника Калмаков впервые выступил в 1907–1908 годах, когда дыхание русского символизма начинало слабеть, он теперь не казался самым авангардным течением. Зато его более поверхностные черты уже стали восприниматься относительно образованной публикой, даже и «фармацевтами». Наряду с символистскими заимствованиями у Калмакова нельзя не заметить следование традиции и технике академистов (Генрих Семирадский). На первых порах такая эклектичность музы художника способствовала его признанию.

Звездными часами Николая Калмакова стали театральные проекты — столь же немногочисленные, сколь и знаменитые. В театр его привел сокурсник по училищу правоведения — реформатор сценического искусства Николай Евреинов. В театре Веры Комиссаржевской они поставили скандальную и роскошную «Царевну» («Саломею») по пьесе Оскара Уайльда, запрещенную немедленно после генеральной репетиции 27 октября 1908 года. Несколько позже Калмаков оформил «Юдифь» с Комиссаржевской в заглавной роли, а с Евреиновым создал в Старинном театре спектакль по драме Феликса Лопе де Вега «Великий князь Московский».

Художник Николай Калмаков и мадам Фортен. Париж, 1928 г. Фото: Издательство «Искусство — ХХI век»
Художник Николай Калмаков и мадам Фортен. Париж, 1928 г.
Фото: Издательство «Искусство — ХХI век»

Плодотворным получился тогдашний творческий союз Калмакова с писателем Леонидом Андреевым. «Черные маски» и «Анатэма» шли с полными залами; «Анатэму» цензура закрыла через месяц. Приятельствовал художник и с четой Сологубов, время от времени придумывая костюмы для вечеров в их салоне. Деятельное участие принял он в становлении театра марионеток в России: вместе с Мстиславом Добужинским делал спектакль «Сила любви и волшебства» (1916), почти год шедший в «Привале комедиантов».

Яркость, смелость, чувственность и даже вульгарность сценографии Калмакова, стремление его к «историческому гиперболизму» вместо изящной стилизации сделали художника популярной персоной. К сожалению, ему подчас изменяли гармония, вкус, чувство меры. Но в лучших своих работах он достигал необычайной выразительности — достаточно назвать «Ужасы войны» (1917) с гигантской пушкой-многоножкой или «Медузу» (1924), безглазую и со змеями вместо шевелюры.

После революции Калмакову, покинувшему Россию, не удалось найти эстетической замены символизму. Попытка возрождения на парижских подмостках тандема с Евреиновым оказалась безуспешной. Последним зримым достижением художника стала роспись часовни в Меце (1926–1927), спроектированной четой Фортенов, адептами одного из вариантов религиозного синкретизма. Начиная с 1930-х годов Калмаков пребывал в забвении, хотя жил еще довольно долго. Умер он в старческом доме в городе Шелль — могила утрачена. Тем не менее сохраняются работы и память о нем, зафиксированная в трудах исследователей. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+