18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франсуаза Жило, художница или подруга Пикассо?

Франсуаза Жило в своей студии на Манхеттене. 2011. Фото: Piotr Redlinski
Франсуаза Жило в своей студии на Манхеттене. 2011.
Фото: Piotr Redlinski
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

В июне в возрасте 101 года скончалась женщина, чья долгая и плодотворная карьера куда масштабнее десятилетней связи с Пабло Пикассо. Ее история доказывает, что ничто не мешает быть и музой великого художника, и самобытной художницей

Ввозрасте пяти лет французская художница Франсуаза Жило побывала с семьей в Швейцарских Альпах, где ее поразили многоцветье лугов и глубокая зелень лесов. Она спросила своего отца, коммерсанта и агронома, человека просвещенного, но абсолютного рационалиста, «объективно или субъективно» ли ее видение. Иными словами, одинаково ли оба они видят один и тот же луг и видят ли они его таким, какой он есть? Месье Жило не любил тратить время на подобные чудачества и коротко ответил: «Сетчатка у всех одинаковая». Не удовлетворившись его ответом, юная мадемуазель Жило парировала: «Да, отец, сетчатка одинаковая у всех, а воображение — нет».

Приблизительно тогда же Франсуаза сказала родителям: «Я хочу стать художницей» — с той же легкостью, с какой любой ребенок может заявить, что хочет стать пожарным. Так для Жило начался почти век занятий искусством, за который она успела подолгу пожить в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и в Калифорнии, объединяя практики, разработанные на основе синтетического кубизма и геометрической абстракции. Благодаря неустанному поиску новых стилистических решений и непоколебимой уверенности в собственном видении, которая не позволяла появлявшимся в ее жизни мужчинам старшего возраста диктовать ей, что правильно, а что нет, Жило навсегда запомнят как фигуру куда более масштабную, чем просто муза тех неспокойных лет, что она провела в качестве мадам Пикассо.

Франсуаза Жило. «Голубые глаза». 1956. Фото: NGV Melbourne
Франсуаза Жило. «Голубые глаза». 1956.
Фото: NGV Melbourne

Франсуаза Жило родилась в 1921 году в семье крупных буржуа в Нёйи-сюр-Сен, зажиточном пригороде в западной части Парижа. Реакция родителей на заявление не по годам развитой дочери была разной. Мать, одаренная акварелистка и керамистка, в конце концов уступила своему прагматичному мужу, который хотел, чтобы дочь занималась юриспруденцией. Он обосновывал это тем, что сочетание хорошего образования и упорного труда гарантирует профессиональный успех в Париже. «Если ты хочешь быть адвокатом или врачом, с этим нет никаких проблем, — вспоминала Жило слова отца, — но если ты хочешь быть художницей, ты должна либо быть великой художницей, либо не быть ею вообще». Она согласилась. Но сначала отправилась изучать философию в Сорбонне и английскую литературу в Сорбонне и в Британском институте в Париже. Степень бакалавра она получила в 1939-м — в год, когда во Францию пришла война.

Опасаясь неминуемой оккупации Парижа, отец Жило, противник коллаборационизма, отослал дочь в городок Ренн в Бретани, где она начала изучать юрис­пруденцию. Как и многие ее в одночасье повзрослевшие сверстники, чьи детство и отрочество пришлись на период войны и оккупации, в тени катастрофы Франсуаза чувствовала настоятельную потребность жить полной жизнью, происходившее в мире лишь усиливало ее желание заниматься искусством. «Я не знаю, сколько нам осталось жить, — говорила она, — поэтому я буду заниматься тем, чем по-настоящему хочу». Именно в этот период она окончательно решила стать художницей и несколько раз бросала учебу (вновь возвращаясь к ней по настоянию отца), пока не сдала выпускные экзамены в 1942 году. Жило начала брать частные уроки у богемного венгерского художника еврейского происхождения Эндре Розды, поборника сюрреализма и лирической абстракции. В мае 1942 года, в возрасте всего 22 лет и под бдительным надзором нацистских офицеров в штатском, она открыла свою первую выставку в Париже. В число картин того периода входит «Сокол» (1943) — натюрморт с чучелом хищной птицы на фоне крыш парижского бульвара за окном — элегантная композиция, в которой чувствуется ярость.

В тот же месяц в жизни Франсуазы Жило произошло еще одно знаковое событие. Во время ужина в ресторане Le Catalan на улице Гран-Огюстен, куда она пришла в компании подруги Женевьевы Алико и актера Алена Кюни, который в тот период был звездой «театра жестокости» Антонена Арто, на нее обратил внимание Пабло Пикассо. В свойственной ему манере, ничуть не смущаясь тем фактом, что он пришел туда вместе со своей любовницей, фотохудожницей-сюрреалисткой Дорой Маар, Пикассо пригласил Жило к себе в мастерскую. Несмотря на разницу в 40 лет, между ними завязались романтические отношения, в которых родились двое детей, Клод и Палома. В мемуарах «Жизнь с Пикассо» (1964), написанных в соавторстве с арт-критиком Карлтоном Лейком, Жило вспоминает преданность и нежность Пикассо, то, как они поддерживали друг друга в творческих исканиях, и его жестокость. Она рассказывает, как в пылу бурной ссоры из-за его, по выражению Жило, донжуанских похождений Пикассо приставил к ее щеке зажженную сигарету. «Видимо, он хотел, чтобы я отдернула лицо, но я была полна решимости не доставлять ему этого удовольствия».

Франсуаза Жило. «Этюд в голубых тонах» (1953) — автопортрет Жило, созданный незадолго до расставания с Пикассо. Фото: Sotheby's
Франсуаза Жило. «Этюд в голубых тонах» (1953) — автопортрет Жило, созданный незадолго до расставания с Пикассо.
Фото: Sotheby's

Несмотря на отчаянные попытки художника воспрепятствовать публикации «Жизни с Пикассо», Жило посвятила книгу «Пабло» и часто подчеркивала, что в названии намеренно опущено притяжательное местоимение «моя»: это именно полная картина жизни. La vie. Но за десятилетие жизнь с Пикассо стала невыносимой — и 20 сентября 1953 года Жило совершила немыслимое, став единственной любовницей Пикассо, которая сама бросила его. «Ни одна женщина не может уйти от такого мужчины, как я», — любил говорить он, но Жило сделала именно это.

Ища утешения, в 1955 году она вышла замуж за друга детства Люка Симона, тоже художника-модерниста. В 1956 году в браке с Симоном родилась дочь Орелия. В тот же год Жило совершила значительно повлиявшее на нее путешествие в Тунис, где начала разрабатывать вдохновленный кочевыми культурами мотив странника, затерявшегося в пустынях и горах, который, по-видимому, перекликался с растущим ощущением, что она больше не знает, где ее дом. Они развелись с Симоном в 1962 году.

К тому времени Жило была связана с салоном «Новые реальности», во главе которого стояли Соня Делоне и Николя де Сталь. Быстро став заметной фигурой Парижской школы, которая, по мнению самой художницы, «утратила свое центральное значение», она жила между Лондоном и Нью-Йорком. Свингующие 1960-е она провела в Челси в западной части Лондона, проработав с 1964 по 1968 год в мастерской на Сидней-Клоуз. Именно там она создала свое самое знаменитое произведение Paloma à la Guitare («Палома с гитарой», 1965). В угловатых формах композиции легко заметить что-то от ее бывшего любовника Пикассо, а в ярких оттенках голубого и синего — от его соперника Анри Матисса (Жило была близко знакома с Матиссом и в 1990 году даже опубликовала книгу «Матисс и Пикассо. Дружба в искусстве»). В 2012 году полотно Paloma à la Guitare ушло на лондонских торгах Sotheby’s за £922,5 тыс., что более чем в семь раз выше его нижнего эстимейта в £120 тыс. Мир искусства осознал, что ничто не мешает быть и музой великого художника, и великой художницей.

Благодаря еще одной случайной встрече в ресторане, на этот раз в Сан-Диего в 1969 году, Жило познакомилась с Джонасом Солком, одним из разработчиков вакцины от полиомиелита. После нескольких неудачных попыток завязать отношения они нашли общий язык благодаря любви к архитектуре модернизма и уважению к профессиональной независимости друг друга. Они поженились в 1970 году и оставались вместе вплоть до смерти Солка в 1995-м. Приблизительно по полгода они проводили раздельно, живя между своими домами в Ла-Хойе, Нью-Йорке и Париже.

Франсуаза Жило. «Полярности». 2009. Фото: Françoise Gilot
Франсуаза Жило. «Полярности». 2009.
Фото: Françoise Gilot

В зрелом творчестве Франсуазы Жило в полной мере проявилось ее выдающееся мастерство колориста. Так, картина «Красный и золотой» (1978) началась с нескольких абстрактных форм, которые художница преобразила при помощи принципов традиционной горизонтальной пейзажной композиции. Признание не заставило себя ждать, и в 1978 году Жило вручили орден Искусств и литературы, почетную французскую награду за выдающийся вклад в искусство, а в 2009-м она была награждена орденом Почетного легиона — высшей гражданской наградой Франции.

У Жило осталось трое детей — архитектор Орелия Энгель, Клод Пикассо, директор организации Picasso Administration, занимающейся наследием его отца, и модный дизайнер и ювелир Палома Пикассо — и четверо внуков.

Орелия вспоминает, что в последние годы мать считала своим покровителем святого Франциска Ассизского, которого часто изображают за проповедью птицам. И если белый голубь Пикассо стал символом международного движения за мир, то разно­образные птицы в творчестве Жило, от вдохновленных древнеегипетской визуальной культурой полуптиц до изысканных орфических певчих пташек, служат символом одновременно свободы и скованности женщины, которая не поддалась давлению патриархов и патриархата и стала состоявшейся художницей, чьи работы известны по всему миру. «Представление о том, что женщины должны уступать, ошибочно, — сказала она в 2016 году. — С чего бы? Это не по мне».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+