18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умов палаты

Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого». Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого».
Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Основатель проекта «Палаты на Льва Толстого» Майя Сантимирова рассказала о том, как увлеклась культурой повседневности и что из этого вышло

Как у вас появилась идея открыть культурный центр?

«Культурный центр» на самом деле не совсем подходящие слова. Мы и сами пока еще находимся в поиске нужного определения, перебираем разные: «арт-центр», «образовательный проект», «салон», но понимаем, что мы уже шире, чем каждое из них.

История проекта началась очень давно. Я раньше работала в крупных компаниях, никак не связанных с искусством и культурой, но все выходные проводила в музеях, театрах, сама ходила рисовать… А потом, как в «Тысячеликом герое» Джозефа Кэмпбелла, просто пошла на зов.

Сначала была студия рисования на Патриарших Draw and Go, которую мы открыли с подругой и партнером Юлией Городничевой. Следующая вспышка случилась в 2016 году, когда я в «ДОМ.РФ» работала над форумом «Среда для жизни: новые стандарты», где мы много рассуждали о том, какое сильное влияние окружающая среда оказывает на формирование личности.

Во время декрета со вторым ребенком я стала с жадностью поглощать всевозможные курсы и лекции по искусству. Потом третий ребенок, изоляция. Мы с мужем взяли в аренду деревянный дом ­1950-х годов, отреставрировали его и превратили в маленькую русскую усадьбу, со своими традициями и ритуалами. Со мной случился эскапизм в эстетизм!

Основатель проекта Майя Сантимирова. Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
Основатель проекта Майя Сантимирова.
Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»

Я стала изучать этикет, культурологию, зачитываться Лотманом, Лихачевым и историями мануфактур царской России, коллекционировать столовое серебро, дореволюционное стекло, фарфор братьев Корниловых... Меня начали приглашать как спикера на мастер-классы по столовому этикету, и всегда получался разговор о традициях, ритуалах, каком-то замедлении в потоке времени.

Чем больше я погружалась в этот мир, тем больше мне хотелось делиться. К тому же вокруг оказывалось много людей, которым оказались близки мои мысли. Значит, это кому-то нужно! Все постепенно складывалось, как детали одного пазла, — и в конечном итоге сложилось в идею «Палат».

А палаты сразу входили в этот план? Как вообще историческое здание попало в ваше поле зрения, ведь восстановление — это всегда сложный и дорогой процесс. Не легче было обосноваться в современном ЖК, допустим?

Я искала здание с историей, с архитектурой. Современный ЖК даже не рассматривала: я вообще боюсь гигантомании, если это касается не бокалов.

Что касается реставрации — это занятие благодарное. Даже на этапе восстановления здания я познакомилась с потрясающими специалистами — архитекторами, историками, москвоведами — и просто неравнодушными людьми, которые помогали, потому что влюблялись в эти палаты.

И вообще, мне близка концепция lifelong learning — продолжаю осваивать новые знания в области культуры и сохранения объектов культурного наследия.

Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого». Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого».
Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»

Почему основа концепции проекта именно культура повседневности?

О том, что я делаю, я впервые задумалась, когда начала коллекционировать фарфор и стекло. Казалось, это что-то про культуру и эстетику быта, но мне не хватало в этих словах движения, ритуальности, смысла. Ведь я не просто чашки собирала, а историю! Так, начинаешь читать про какой-нибудь сервиз — и вот ты уже изучаешь гравюры об экспедиции Наполеона в Египет и заключении союза с Александром I.

Потом подруга подарила мне книгу из серии «Культура повседневности», и я настолько увлеклась, что даже назвала так мой Тelegram-канал. Искала научные публикации, думала пойти получать третье высшее. Но не нашла подходящей программы. Еще у Лотмана отмечается внимание к бытовым подробностям. Это мой любимый подход к истории. С ним получается разматывать прошлое как клубок, понимать людей тех времен, заимствовать что-то для себя.

«Палаты» — это не про приобщение к элитарной культуре. Культура повседневности исследует разные аспекты жизни общества, включая досуг — куда как раз и входят и театр, и музеи, и все прочее. Мы занимаемся поиском связей между культурой, историей и каждым из нас. Как сказано в одном из наших манифестов, «обогащаем свой быт — и формируем новую повседневность».

Кто вам помогал с реставрацией и дизайном?

Над проектом работала архитектор Варя Шалито в паре с дизайнером Лерой Нестеренко. Были спроектированы функциональные зоны: входное пространство, два зала-лектория, два лаундж-зала, три санузла, гардеробная и картинная галерея. Вместе им удалось сделать пространство именно таким, каким мы его задумали: буквально дышащим историей и торжественностью, но при этом теплым, почти домашним.

Наши интерьеры отсылают и к допетровской старине, и к русским усадьбам и дачам, затрагивают советскую эпоху и современность. То, что не было закуплено на винтажных маркетах, создавали для нас локальные, русские художники и дизайнеры. Экраны на батареях в виде скатертей, своеобразный реверанс в сторону ткацкого прошлого палат, выполнены Сергеем Пономаревым при помощи Сергея Григоровича из Коломны. Та самая зеленая люстра из километра нити и плетеные стулья — художницей Натальей Мельник тоже из Коломны. А огромный стол, центр большинства наших встреч, из 200-летних амбарных досок изготовил Александр Самсонов. Получилась эклектичная обстановка, которая связывает между собой прошлое и настоящее и одновременно создает что-то новое — камерное, доверительное, родное.

Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого». Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого».
Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»

Какие мероприятия проходят в центре? Кто их проводит?

У нас проходят лекции и курсы, посвященные разным сферам культуры и искусства. Регулярно проводим дегустации, чаепития, мастер-классы, детские программы. Мы отходим от привычных образовательных форматов. Любое наше мероприятие заканчивается душевными беседами за столом, обменом мыслями и впечатлениями — формируется общее поле, где мы все вместе погружаемся в исследование, восторгаемся и развиваемся.

Авторские программы — лекции, экскурсии, мастерские — для нас готовят эксперты, ведущие специалисты в своих областях, влюбленные в свое дело. Для нас они становятся не столько учителями, сколько проводниками в их миры, которые раньше мы могли наблюдать только со стороны.

У вас получился очень интересный проект. Нет ли у вас мыслей о его масштабировании?

Вы не первый человек, который меня об этом спрашивает. Конечно, мыслей много. Как минимум планируем масштабироваться за счет сотрудничества с близкими нам по духу партнерами. Наблюдаем за тем, куда дальше заведет зов. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+