18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сильвио Берлускони и искусство: скандал с Либескиндом, Тициан и мавзолей

Сильвио Берлускони. Фото: EricVandeville/ABACAPRESS.COM
Сильвио Берлускони.
Фото: EricVandeville/ABACAPRESS.COM

На протяжении многих лет во главе правительства Италии Берлускони публично критиковал проекты в области архитектуры и современного искусства и собирал свою коллекцию искусства классического для резиденции под Миланом

Сильвио Берлускони, скандальный и прямолинейный медиамагнат, в период с 1994 по 2011 год трижды возглавлявший итальянское правительство, скончался в возрасте 86 лет 12 июня, а в день похорон политика, 14 июня, в стране объявлен национальный траур.

На протяжении десятилетий Берлускони был известен на политической арене и за ее пределами своими непристойными и часто ксенофобскими комментариями по вопросам культуры и эстетики.

Примером его скандальных высказываний является отзыв по поводу нового офисного здания миланской ярмарки Fiera Milano, спроектированного знаменитым архитектором Даниелем Либескиндом. В начале своего третьего срока на посту премьер-министра он пригрозил отозвать разрешение на реализацию этого проекта, после того как архитектор назвал его «ксенофобом», а политику Берлускони — «отвратительной». Берлускони стал критиковать архитектурный проект — изогнутый небоскреб Либескинда — в преддверии выборов в 2008 году. Итальянская газета Corriere della Sera сообщила, что премьер возражал против проекта, потому что тот был недостаточно мужественным и вызывал «чувство бессилия».

Здание PricewaterhouseCoopers (PwC) Tower, спроектированное Даниелем Либескиндом. Фото: Hufton & Crow
Здание PricewaterhouseCoopers (PwC) Tower, спроектированное Даниелем Либескиндом.
Фото: Hufton & Crow

В интервью Corriere della Sera Даниель Либескинд сказал: «В фашистской Италии все, что не было „прямым“, считалось „извращенным искусством“... Моя башня вдохновлена работами Леонардо да Винчи и великой итальянской культурой. [Берлускони] не имеет времени или интеллекта, чтобы изучить их. Как американец и еврей, выросший в Польше, я нахожу Берлускони отвратительным. Его концепция национализма, закрытия границ и отрицания того, что отличается от других, отвратительна. Он ненавидит иностранцев».

Берлускони, по-видимому, был настолько оскорблен этими словами, что дал понять, что заблокирует возведение здания, если архитектор не принесет извинений. Пресс-секретарь разработчиков Fiera Milano в тот момент заявила, что проект все еще «в работе». В итоге башня была завершена в 2017 году и получила название PricewaterhouseCoopers (PwC) Tower.

Дитя Милана

Сильвио Берлускони родился в Милане в 1936 году в семье, принадлежавшей к среднему классу. Он посещал одну из лучших школ Сант-Амброджио и изучал право в Миланском университете, а затем занялся проектами в сфере недвижимости в пригороде Милана и основал Mediaset, крупнейшую коммерческую телекомпанию Италии. Прорывом в его карьере стало изменение закона в 1984 году, отменившее монополию государственной телерадиокомпании RAI на национальное вещание. Это дало ему возможность создать первую и единственную национальную коммерческую телевизионную сеть в Италии. Всю жизнь он оставался тесно связанным с родным городом и в течение многих лет был владельцем одной из его великих футбольных команд — AC Milan.

В 1993 году его политический покровитель Беттино Кракси отправился в добровольное изгнание в Тунис после того, как его признали виновным в коррупции и незаконном финансировании Итальянской социалистической партии. В следующем году Сильвио Берлускони основал правоцентристскую партию Forza Italia («Вперед, Италия!»), использовал собственные телеканалы для продвижения своей кандидатуры и в итоге победил на выборах премьер-министра.

Президент России Владимир Путин (второй  Встреча Владимира Путина и Сильвио Берлускони с деятелями культуры России и Италии, среди которых директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова. 2003. Фото: Сергей Величкин/ИТАР-ТАСС
Президент России Владимир Путин (второй Встреча Владимира Путина и Сильвио Берлускони с деятелями культуры России и Италии, среди которых директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова. 2003.
Фото: Сергей Величкин/ИТАР-ТАСС

В 2012-м он был осужден за налоговое мошенничество и поэтому в следующем году потерял место в итальянском сенате. Полученные им по приговору четыре года тюремного заключения были заменены почти годом общественных работ в доме престарелых в Милане. После того как в 2018 году был снят запрет на занятие им государственных должностей, Берлускони вернулся в политику, став депутатом Европарламента в 2019 году. Его партия Forza Italia является частью правого правительства, сформированного в прошлом году Джорджией Мелони.

Считалось, что давняя дружба Сильвио Берлускони с президентом РФ Владимиром Путиным стала причиной укрепления культурных связей между двумя странами, основанных на исторически теплых отношениях между Коммунистической партией Италии и Советским Союзом. Это привело к росту выставочного обмена шедеврами между российскими и итальянскими музеями.

"Мадонна Бенуа" Леонардо (1478) - одна из картин эпохи Возрождения, предоставленных Эрмитажем для показа в Италии. Это полотно демострировалось в 2019 г. в Национальной галерее Умбрии. Фото: Marco Giugliarelli/ Galleria Nazionale dell’Umbria
"Мадонна Бенуа" Леонардо (1478) - одна из картин эпохи Возрождения, предоставленных Эрмитажем для показа в Италии. Это полотно демострировалось в 2019 г. в Национальной галерее Умбрии.
Фото: Marco Giugliarelli/ Galleria Nazionale dell’Umbria

Фигурой, которая лучше всего иллюстрирует смешанный подход к искусству и итальянскому наследию в годы правления Берлускони, является заместитель министра культуры в его правительстве искусствовед Витторио Згарби. Поборник сохранения национального наследия, в 2001 году Згарби предпринял попытку приобрести для государства легендарную античную коллекцию Торлония — величайшее собрание, находящееся в частных руках. Попытка завершилась неудачей, однако «мраморы Торлония» были выставлены в Капитолийских музеях в Риме и сейчас, спустя 20 с лишним лет, вновь оказались в центре дебатов о национальном наследии. Во время третьего срока Берлускони Витторио Згарби курировал проект в итальянском павильоне на 54-й Венецианской биеннале 2011 года, в котором приняли участие 200 художников и совет консультантов из разных областей искусства, включая поэтов и ученых. Этот проект был воспринят как вызов пуристам глобального мира современного искусства. Основная идея павильона, по словам Згарби, заключалась в том, чтобы «непредвзято взглянуть на современное состояние искусства в Италии и избежать „мафиозных“ рекомендаций и предложений от конкретных искусствоведов и галеристов». Девизом проекта было “L’arte non è cosa nostra”.

Часть коллекции «мраморов Торлония». Фото: Sky TG24/Corriere della Sera
Часть коллекции «мраморов Торлония».
Фото: Sky TG24/Corriere della Sera

Любовь к ботанике и старым мастерам

Сады на вилле Чертоза на Сардинии, где политик принимал Владимира Путина и британского премьер-министра Тони Блэра, Сильвио Берлускони превратил в ботаническое чудо.

Он никогда не отличался особым вкусом во внутреннем убранстве домов, однако на своей любимой вилле Сан-Мартино в Аркоре к северу от Милана собрал коллекцию произведений старых мастеров. Последним приобретением в нее стал тициановский портрет Ипполито Медичи 1533 года. Собрание бывшего премьер-министра также включает копию «Антеи» Пармиджанино 1525 года и портрет маркизы Анны Казати Стампы работы Пьетро Аннигони 1969 года. Здесь же, в Сан-Мартино, началась церемония прощания с Сильвио Берлускони, продолжившаяся в Миланском соборе.

Во время церемонии прощания с Сильвио Берлускони на вилле Сан-Мартино в Аркоре. Фото: Alessandro Bremec/LaPresse via ZUMA Press
Во время церемонии прощания с Сильвио Берлускони на вилле Сан-Мартино в Аркоре.
Фото: Alessandro Bremec/LaPresse via ZUMA Press

Франко Фанелли в статье в Il Giornale dell’Arte (входит в сеть TAN) подчеркивает, что, несмотря на огромное богатство, Берлускони не занимался меценатством и не заказывал произведения искусства, за исключением семейного мавзолея, созданного скульптором Пьетро Кашелла. «В то же время, — пишет Фанелли, — Берлускони стал любимым героем уличных художников, неопоп-живописца Доменико Венециано, а также самого блестящего итальянского карикатуриста Алтана, который запечатлел его огромные глаза (Берлускони не любил сниматься в профиль)».

Семейный мавзолей был возведен на вилле Сан-Мартино в 1990-х годах, вскоре после смерти отца политика. Он выстроен из белого мрамора, привезенного из Апуанских Альп, и украшен абстрактной скульптурой; к беломраморному саркофагу ведет широкая лестница. Однако скончавшаяся в 2008 году мать Берлускони была похоронена рядом с мужем на обычном кладбище. Изменение итальянского закона о захоронениях вблизи жилых домов в частной собственности может помешать и самому Сильвио Берлускони быть погребенным на вилле. Как бы то ни было, но о месте его захоронения до сих пор ничего не известно, хотя некоторые итальянские СМИ предполагают, что это все-таки будет мавзолей.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+