18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Полдневный свет для старого операционного театра

Операционный театр на чердаке церкви Святого Фомы  в Саутуарке считается старейшим в Европе. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Операционный театр на чердаке церкви Святого Фомы в Саутуарке считается старейшим в Европе.
Фото: The Old Operating Theatre Museum
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В викторианском госпитале, располагавшемся когда-то на чердаке лондонской церкви, воссоздают оригинальный световой люк, который служил источником освещения при проведении передовых операций «трудящимся и достойным» женщинам

Полдень пятницы был временем ужаса и надежды на чердаке одной из лондонских церквей — странном и жутковатом помещении, где два столетия назад располагалась операционная палата с амфитеатром для наблюдателей. Исход борьбы между жизнью и смертью зависел лишь от мастерства и быстроты действий хирургов, для которых единственным источником освещения служил световой люк, сквозь который в комнату проникали солнечные лучи.

И операционный театр, и мансарда целебных трав, скрытые под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке, отмечают 60-летие работы в качестве музея и 200-летие своего существования. Это старейший из дошедших до наших дней операционный театр в Европе и второй по старшинству в мире.

Когда в конце XIX века Саутуарк прорезали железнодорожные пути, больница переехала в Ламбет; в церкви Святого Фомы оборудовали хранилище для соседней Больницы Гая, а про чердачное помещение надолго забыли. В 1956 году Реймонду Расселу, независимому музыканту и ученому, интересовавшемуся историей медицины, попала в руки любопытная работа о том, как студенты-медики посещали операции на церковном чердаке. Он догадался, что речь могла идти о церкви Святого Фомы, получил разрешение взобраться по лестницам ее колокольни и проник на чердак через дыру в кирпичной кладке.

Хирургические инструменты в экспозиции музея. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Хирургические инструменты в экспозиции музея.
Фото: The Old Operating Theatre Museum

Рассел умер в 1964 году в возрасте всего 42 лет, но музей успели открыть еще при его жизни благодаря фонду под руководством лорда Рассела Брока, выдающегося кардиохирурга, которого тоже заворожила история этого места. Тогда в числе прочего провели реконструкцию примыкающей к операционному театру мансарды, где фармацевты сушили и составляли сборы из целебных трав.

Реставраторы опирались на такие подсказки, как сохранившиеся оригинальные фрагменты, остатки краски, отметины и следы, помогавшие определить, где располагались те или иные конструктивные элементы. Как рассказывает директор музея Сара Корн, световой люк реконструировали наилучшим образом — с учетом имевшихся в те времена ресурсов, однако сейчас он не в лучшем состоянии.

Оригинальный световой люк играл когда-то ключевую роль в работе операционного зала, который обслуживал женское отделение больницы. Первоначально все операции, включая ампутации конечностей, трепанации и мастэктомии, проводились — без какой-либо анестезии вплоть до конца 1840-х годов — в отгороженном занавеской углу отделения, пока медики вдруг не осознали, что прямо за стеной находится чердачное помещение. Так что дверь, за которой сейчас глухая стена, — это результат предыдущей реставрации.

Экспозиция музея под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Экспозиция музея под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке.
Фото: The Old Operating Theatre Museum

Пациентки были не богатыми, но и не нищими. Они должны были платить за постель и лекарства, и их тщательно отбирали из числа «трудящихся и достойных». По пятницам хирурги посвящали свое свободное время обучению студентов, которые набивались на пятиуровневой галерее, окружавшей операционное пространство в форме подковы. Операции начинались в полдень, когда света было больше всего (газовое освещение появилось лишь за несколько лет до того, как это помещение перестало использоваться). Жизнь пациентки зависела от того, удастся ли ей избежать фатального кровотечения, болевого шока или инфекции. Выживаемость составляла впечатляющие 70%. Пациентки знали, что их единственной альтернативой была верная смерть.

В конце декабря 2022 года музей закрылся на три месяца для проведения реставрационных работ, которые стали возможны благодаря правительственному гранту в размере £157 тыс. Руководство музея обещает, что новый световой люк из дерева и стекла будет создан строго по георгианским образцам, и Сара Корн надеется, что он будет освещать это необычное пространство по меньшей мере в ближайшее столетие.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+