18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Полдневный свет для старого операционного театра

Операционный театр на чердаке церкви Святого Фомы  в Саутуарке считается старейшим в Европе. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Операционный театр на чердаке церкви Святого Фомы в Саутуарке считается старейшим в Европе.
Фото: The Old Operating Theatre Museum
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В викторианском госпитале, располагавшемся когда-то на чердаке лондонской церкви, воссоздают оригинальный световой люк, который служил источником освещения при проведении передовых операций «трудящимся и достойным» женщинам

Полдень пятницы был временем ужаса и надежды на чердаке одной из лондонских церквей — странном и жутковатом помещении, где два столетия назад располагалась операционная палата с амфитеатром для наблюдателей. Исход борьбы между жизнью и смертью зависел лишь от мастерства и быстроты действий хирургов, для которых единственным источником освещения служил световой люк, сквозь который в комнату проникали солнечные лучи.

И операционный театр, и мансарда целебных трав, скрытые под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке, отмечают 60-летие работы в качестве музея и 200-летие своего существования. Это старейший из дошедших до наших дней операционный театр в Европе и второй по старшинству в мире.

Когда в конце XIX века Саутуарк прорезали железнодорожные пути, больница переехала в Ламбет; в церкви Святого Фомы оборудовали хранилище для соседней Больницы Гая, а про чердачное помещение надолго забыли. В 1956 году Реймонду Расселу, независимому музыканту и ученому, интересовавшемуся историей медицины, попала в руки любопытная работа о том, как студенты-медики посещали операции на церковном чердаке. Он догадался, что речь могла идти о церкви Святого Фомы, получил разрешение взобраться по лестницам ее колокольни и проник на чердак через дыру в кирпичной кладке.

Хирургические инструменты в экспозиции музея. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Хирургические инструменты в экспозиции музея.
Фото: The Old Operating Theatre Museum

Рассел умер в 1964 году в возрасте всего 42 лет, но музей успели открыть еще при его жизни благодаря фонду под руководством лорда Рассела Брока, выдающегося кардиохирурга, которого тоже заворожила история этого места. Тогда в числе прочего провели реконструкцию примыкающей к операционному театру мансарды, где фармацевты сушили и составляли сборы из целебных трав.

Реставраторы опирались на такие подсказки, как сохранившиеся оригинальные фрагменты, остатки краски, отметины и следы, помогавшие определить, где располагались те или иные конструктивные элементы. Как рассказывает директор музея Сара Корн, световой люк реконструировали наилучшим образом — с учетом имевшихся в те времена ресурсов, однако сейчас он не в лучшем состоянии.

Оригинальный световой люк играл когда-то ключевую роль в работе операционного зала, который обслуживал женское отделение больницы. Первоначально все операции, включая ампутации конечностей, трепанации и мастэктомии, проводились — без какой-либо анестезии вплоть до конца 1840-х годов — в отгороженном занавеской углу отделения, пока медики вдруг не осознали, что прямо за стеной находится чердачное помещение. Так что дверь, за которой сейчас глухая стена, — это результат предыдущей реставрации.

Экспозиция музея под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Экспозиция музея под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке.
Фото: The Old Operating Theatre Museum

Пациентки были не богатыми, но и не нищими. Они должны были платить за постель и лекарства, и их тщательно отбирали из числа «трудящихся и достойных». По пятницам хирурги посвящали свое свободное время обучению студентов, которые набивались на пятиуровневой галерее, окружавшей операционное пространство в форме подковы. Операции начинались в полдень, когда света было больше всего (газовое освещение появилось лишь за несколько лет до того, как это помещение перестало использоваться). Жизнь пациентки зависела от того, удастся ли ей избежать фатального кровотечения, болевого шока или инфекции. Выживаемость составляла впечатляющие 70%. Пациентки знали, что их единственной альтернативой была верная смерть.

В конце декабря 2022 года музей закрылся на три месяца для проведения реставрационных работ, которые стали возможны благодаря правительственному гранту в размере £157 тыс. Руководство музея обещает, что новый световой люк из дерева и стекла будет создан строго по георгианским образцам, и Сара Корн надеется, что он будет освещать это необычное пространство по меньшей мере в ближайшее столетие.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+