18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Люцерна и пупырник — невольные спутники первого российского императора

Отреставрированный кафтан Петра I. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный кафтан Петра I.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Фрагменты старых растений помогли специалистам Эрмитажа при датировке кафтана Петра I. Содействие им оказали сотрудники Института имени Вавилова: по частицам семян, завалившимся за подкладку, они определили разновидности «антикварной» флоры

Участники совместного проекта Государственного Эрмитажа и Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова по остаткам растений смогли уточнить дату происхождения одного из кафтанов, которые носил Петр I. Это первый опыт подобной совместной работы; ее результаты, по мнению специалистов, расширяют возможности научной реставрации.

Недавно, к 350-летию со дня рождения императора, Эрмитаж подготовил новую экспозицию в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня». Выставка под названием «Гардероб Петра I» представила посетителям около 300 предметов одежды — от детской рубашки царевича Петра до его последнего парадного костюма. При подготовке экспонатов к выставке реставраторы и сделали неожиданное для себя открытие.

Отреставрированный кафтан Петра I. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный кафтан Петра I.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

«До сих пор мы ни разу в своей практике не находили остатки растений в костюмах, тем более в одежде XVIII века, — рассказала The Art Newspaper Russia Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа. — Нам повезло, что этот кафтан император носил исключительно на улице, где на него и могли попасть семена. А выводы ученых-ботаников позволили аргументированно установить, когда он его носил».

Кафтан сшит из коричневого шерстяного сукна, застегивается на пуговицы, оплетенные золотной нитью и канителью. Ткань снаружи сильно потрачена молью. Внутренняя часть — подкладка из длинноворсного шелкового плюша розового цвета — сохранилась лучше. Реставраторы почистили, отмыли одеяние, удалили из ткани продукты жизнедеятельности моли. Затем покрасили сукно и укрепили ткань. «Впервые ткань этого кафтана буквально по миллиметру прощупали руками, — говорит Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Эрмитажа. — И неожиданно одна из реставраторов уколола палец какими-то колючками непонятного происхождения, застрявшими в подкладке. Это могли быть щепки, опилки. Буквально чудом крошечные колючие предметы не выбросили в мусор. Более опытные реставраторы предложили показать их эрмитажным биологам, а те уже обратились во Всероссийский институт генетических ресурсов растений».

Отреставрированный императорский кафтан и найденные в его шелковой подкладке семена растений. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный императорский кафтан и найденные в его шелковой подкладке семена растений.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

Ботаники определили, что колючки — это части семян люцерны малой, или люцерны маленькой (Medicago minima), и цепкоплодника узловатого, или пупырника узловатого (Torilis nodosa). Ареал распространения этих растений довольно широк, но они не встречаются в северной части России и Европы. Скорее всего, колючки уцепились за кафтан императора в одной из его поездок на юг России. Когда исследователи сопоставили маршруты путешествий и дневниковые записи Петра, они предположили, что семена поселились за подкладкой его одежды во время Персидского похода 1722–1723 годов. С высокой долей вероятности кафтан был сшит незадолго до того. «Эта информация важна в первую очередь для историков и искусствоведов, — считает Марина Денисова. — Она позволяет уточнять датировки, происхождение вещей. Из таких находок складывается более полная историческая картина».

Специалисты Института имени Вавилова установили, что найденные фрагменты семян, увы, нежизнеспособны. Но пообещали сотрудникам Эрмитажа вырастить аналогичные люцерну и пупырник из собственных материалов института.  

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+