18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Животное, растительное, минеральное: трофеи из природы

Старинные гербарии имеют и историческую, и научную, и эстетическую ценность. Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Старинные гербарии имеют и историческую, и научную, и эстетическую ценность.
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Частные естественно-научные коллекции — особый жанр, свойственный не только эпохе Просвещения, но и более поздним. По стечению обстоятельств коллекция семьи Тимм надолго выпала из поля зрения — чтобы наконец подвергнуться тщательному изучению

Книге «Коллекционирование природы» суждено стать частью серии, которая будет посвящена исследованию коллекций, собранных Габриелем Каспером Тиммом (1792–1870) и его сыном Паулем Августом Тиммом (1831–1878) на их металлургическом заводе в Энгельсберге в Центральной Швеции, недавно ставшем объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

В первом издании серии представлена естественно-научная тема, охватывающая растения, насекомых, птиц, яйца и минералы. Эти коллекции, бережно хранящиеся с середины XIX века, но до сих пор почти не изученные, дают уникальную возможность заглянуть в мир прошлого. Исследовательская работа еще не завершена, однако уже сейчас «Коллекционирование природы» способно продемонстрировать научный потенциал, которым эти фонды обладают.

Clive Aslet, Svante Helmbaek Tirén. Collecting Nature: A History of the Herbarium and Natural Specimens. Stolpe Publishing. 200 с.: 117 ил. £35. На английском языке
Clive Aslet, Svante Helmbaek Tirén. Collecting Nature: A History of the Herbarium and Natural Specimens. Stolpe Publishing. 200 с.: 117 ил. £35. На английском языке

После безвременной кончины Пауля Августа Тимма семейные «сокровища» были заперты в крепких деревянных шкафах. Его 12-летний сын, вероятно, был еще слишком мал, чтобы разделить увлечения отца и деда. Коллекции надолго выпали из поля зрения специалистов и вновь стали доступны только в 1960-х. Они до сих пор в отличной сохранности, о чем свидетельствуют детальные фотографии.

Снимки помещены в последнем разделе книги, а перед тем идет рассказ историка архитектуры Сванте Хельмбека Тирена о семье, ее связях и современниках. В первом же разделе Клайв Аслет, приглашенный профессор архитектуры из Кембриджского университета, обрисовывает куда более широкую картину, объясняя эволюцию европейских ботанических коллекций.

Один из разворотов книги «Коллекционирование природы». Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Один из разворотов книги «Коллекционирование природы».
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022

Хотя и не сопоставимые по масштабу и значимости с коллекцией, например, британского натуралиста Ганса Слоуна (1660–1753), собрания Тиммов все же обладают уникальным ресурсом для широкого круга исследователей. В частности, эти гербарии, как отмечает Аслет, «содержимое которых и сухо, и мертво, все еще способствуют молодым методам науки».

Однако наибольший интерес, особенно для историков и социологов, представляют даже не сами экспонаты, а их этикетки и материалы, на которые они наклеены, и также связанная с ними документация. Коллекции, пребывающие в неизменном с XIX века состоянии, демонстрируют не только развитие научной мысли, но и рассказывают о социальных связях эпохи.

Один из разворотов книги «Коллекционирование природы». Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Один из разворотов книги «Коллекционирование природы».
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022

Эстетическая привлекательность старинных естественно-научных образцов уже не раз демонстрировалась в наше время. Например, в альбоме британского фотографа Ника Найта «Флора» (1997), посвященном засушенным цветам из гербариев Музея естествознания в Лондоне. Фотографии, заказанные для «Коллекционирования природы» Лене Гранефельт, бесспорно, отражают суть коллекций из Энгельсберга и вызывают у зрителя ощущение личного присутствия.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+