18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Животное, растительное, минеральное: трофеи из природы

Старинные гербарии имеют и историческую, и научную, и эстетическую ценность. Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Старинные гербарии имеют и историческую, и научную, и эстетическую ценность.
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Частные естественно-научные коллекции — особый жанр, свойственный не только эпохе Просвещения, но и более поздним. По стечению обстоятельств коллекция семьи Тимм надолго выпала из поля зрения — чтобы наконец подвергнуться тщательному изучению

Книге «Коллекционирование природы» суждено стать частью серии, которая будет посвящена исследованию коллекций, собранных Габриелем Каспером Тиммом (1792–1870) и его сыном Паулем Августом Тиммом (1831–1878) на их металлургическом заводе в Энгельсберге в Центральной Швеции, недавно ставшем объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

В первом издании серии представлена естественно-научная тема, охватывающая растения, насекомых, птиц, яйца и минералы. Эти коллекции, бережно хранящиеся с середины XIX века, но до сих пор почти не изученные, дают уникальную возможность заглянуть в мир прошлого. Исследовательская работа еще не завершена, однако уже сейчас «Коллекционирование природы» способно продемонстрировать научный потенциал, которым эти фонды обладают.

Clive Aslet, Svante Helmbaek Tirén. Collecting Nature: A History of the Herbarium and Natural Specimens. Stolpe Publishing. 200 с.: 117 ил. £35. На английском языке
Clive Aslet, Svante Helmbaek Tirén. Collecting Nature: A History of the Herbarium and Natural Specimens. Stolpe Publishing. 200 с.: 117 ил. £35. На английском языке

После безвременной кончины Пауля Августа Тимма семейные «сокровища» были заперты в крепких деревянных шкафах. Его 12-летний сын, вероятно, был еще слишком мал, чтобы разделить увлечения отца и деда. Коллекции надолго выпали из поля зрения специалистов и вновь стали доступны только в 1960-х. Они до сих пор в отличной сохранности, о чем свидетельствуют детальные фотографии.

Снимки помещены в последнем разделе книги, а перед тем идет рассказ историка архитектуры Сванте Хельмбека Тирена о семье, ее связях и современниках. В первом же разделе Клайв Аслет, приглашенный профессор архитектуры из Кембриджского университета, обрисовывает куда более широкую картину, объясняя эволюцию европейских ботанических коллекций.

Один из разворотов книги «Коллекционирование природы». Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Один из разворотов книги «Коллекционирование природы».
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022

Хотя и не сопоставимые по масштабу и значимости с коллекцией, например, британского натуралиста Ганса Слоуна (1660–1753), собрания Тиммов все же обладают уникальным ресурсом для широкого круга исследователей. В частности, эти гербарии, как отмечает Аслет, «содержимое которых и сухо, и мертво, все еще способствуют молодым методам науки».

Однако наибольший интерес, особенно для историков и социологов, представляют даже не сами экспонаты, а их этикетки и материалы, на которые они наклеены, и также связанная с ними документация. Коллекции, пребывающие в неизменном с XIX века состоянии, демонстрируют не только развитие научной мысли, но и рассказывают о социальных связях эпохи.

Один из разворотов книги «Коллекционирование природы». Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Один из разворотов книги «Коллекционирование природы».
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022

Эстетическая привлекательность старинных естественно-научных образцов уже не раз демонстрировалась в наше время. Например, в альбоме британского фотографа Ника Найта «Флора» (1997), посвященном засушенным цветам из гербариев Музея естествознания в Лондоне. Фотографии, заказанные для «Коллекционирования природы» Лене Гранефельт, бесспорно, отражают суть коллекций из Энгельсберга и вызывают у зрителя ощущение личного присутствия.

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+