18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта

Арт-дилер Хильдебрандт Гурлитт. 1955. Фото: Koblenz, Bundesarchiv Cornelius Gurlitt Estate
Арт-дилер Хильдебрандт Гурлитт. 1955.
Фото: Koblenz, Bundesarchiv Cornelius Gurlitt Estate

Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования

Выставка «Подведение итогов. Обзор коллекции Гурлитта» откроется в Художественном музее Берна 16 сентября. Она стала итогом многолетней работы по исследованию загадочной коллекции из 1,6 тыс. произведений искусства, среди которых полотна импрессионистов и экспрессионистов. Они были найдены в начале 2010-х годов в мюнхенском доме наследника немецкого арт-дилера, затворника Корнелиуса Гурлитта и вызвали сенсацию, в том числе из-за подозрения в их происхождении из еврейских собраний, изъятых нацистами. Много шума наделало и завещание Гурлитта, оглашенное после его смерти в 2014 году. Согласно его воле, все собрание передавалось в швейцарский музей, а не в какой-либо немецкий или членам семьи, которые несколько лет пытались опротестовать завещание. В 2017 году Художественный музей Берна наконец принял коллекцию, для изучения которой был создан первый в Швейцарии отдел исследования провенанса.

Клод Моне. «Мост Ватерлоо». 1903. Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014
Клод Моне. «Мост Ватерлоо». 1903.
Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014

На выставке «Подведение итогов. Обзор коллекции Гурлитта» будет представлено около 350 экспонатов, в том числе один из вариантов «Горы Святой Виктории» Поля Сезанна, «Мост Ватерлоо» Клода Моне, графика Василия Кандинского, Эдварда Мунка и скульптура Огюста Родена.

Помимо произведений искусства, покажут многочисленные документы из архива семьи и государственных архивов Германии, Швейцарии и Франции. Словом, проект соберет все, что на сегодня удалось выяснить музею, а также расскажет о том, как именно он это выяснял.

«Экспонаты, со всеми следами их материального бытования, будут показаны и как цели нацистского грабежа, и как произведения искусства с эстетическими качествами, притягательные для коллекционирования. Целые группы предметов будут показаны в своем историческом контексте. Этот иной взгляд на предметы из коллекции Гурлитта дает представление об этических, правовых и политических проблемах, возникающих в связи с нацистскими реквизициями искусства», — гласит пресс-релиз музея.

Эдвард Мунк. «Август Стриндберг». 1896. Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014
Эдвард Мунк. «Август Стриндберг». 1896.
Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014

Также будут показаны личные документы семьи Гурлиттов, в частности отца Корнелиуса — Хильдебрандта Гурлитта (1895–1956), именно того человека, который непосредственно собирал эти вещи во время Второй мировой войны. Он предстанет перед зрителем в самых разных ролях — как директор музея, арт-дилер, организатор выставок, человек, чья жизнь была непосредственно связана с властями Германской империи, Веймарской республики, Третьего рейха и, наконец, ФРГ.

С декабря 2021 года вся коллекция Гурлитта выложена в общедоступную базу данных. По результатам исследования музей разделил коллекцию на две части: первая — без каких-либо доказательств конфискации нацистами, вторая — с доказательствами либо же «с подозрительными обстоятельствами». Принять вторую группу произведений музей отказался: пять из них переданы Германии, еще 23 являются объектами дальнейшего расследования. К 2021 году Художественный музей Берна и Германия вернули в общей сложности девять произведений наследникам законных владельцев, в частности работы Отто Дикса, Макса Либермана, Анри Матисса и Камиля Писсарро.

Франц Марк. «Пейзаж с лошадьми». 1911. Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014
Франц Марк. «Пейзаж с лошадьми». 1911.
Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014

Некоторые из произведений, однако, явно имеют очевидно безупречный провенанс. В первую очередь речь идет примерно о 300 работах, которые являются произведениями живописцев из семьи Гурлиттов, в том числе пейзажиста Генриха Луи Теодора Гурлитта (1812–1897) и экспрессионистки Корнелии Гурлитт (1890–1919).

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+