18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Загадка Филипа Гастона не имеет решений, зато обзавелась трактовками

Филип Гастон. Riding Around. 1969. Фрагмент. Фото: Courtesy Hauser & Wirth/Genevieve Hanson.
Филип Гастон. Riding Around. 1969. Фрагмент.
Фото: Courtesy Hauser & Wirth/Genevieve Hanson.
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Две книги, помимо каталога, изданы к началу турне по музеям США и Великобритании выставки этого художника. Образы ку-клукс-клановцев, из-за которых ретроспективу Гастона отменили два года назад, получают здесь внятные объяснения

Основательный каталог выставки «Филип Гастон. Сейчас», выпущенный еще в 2020 году, рассматривал, в частности, смысл использования художником символики Ку-клукс-клана, которая и вызвала тогда скандальный перенос ретроспективы. Теперь, когда турне все же стартовало в Бостонском музее изящных искусств, публике предложены еще и два других издания, которые не менее важны для постижения вклада Филипа Гастона (1913–1980) в послевоенное американское искусство.

Philip Guston. I Paint What I Want to See. Penguin Classics. 288 с. £9,99. На английском языке
Philip Guston. I Paint What I Want to See. Penguin Classics. 288 с. £9,99. На английском языке

Книга под названием «Я рисую то, что хочу видеть» — это собрание интервью, лекций и студийных заметок самого Гастона за 20 лет. Поскольку отказ от абстракции в пользу фигуративности пришелся у него на поздний период творчества, то ход мыслей художника до и после этого водораздела в биографии представляет особый интерес. Впрочем, еще в 1960 году в интервью Дэвиду Сильвестру он выразил желание набраться «смелости нарисовать свое лицо» и рефлексировал на тему «постоянных сомнений». В 1972 году Гастон рассказывал аудитории летней школы Йельского университета, что с ним произошло, когда он наконец прошел «сквозь зеркало» и начал работать с фигуративным искусством: «Около двух с половиной или трех лет экстаза, полный восторг».

Филип Гастон. Нью-Йорк,1952 год. Фото: Martha Holmes/The LIFE Images Collection
Филип Гастон. Нью-Йорк,1952 год.
Фото: Martha Holmes/The LIFE Images Collection

Эта взбалмошность чувствуется и тогда, когда он говорит на той же лекции о самом неоднозначном аспекте своего творческого перелома — о картинах из серии «Клансмен» (так называют членов Ку-клукс-клана). При этом Гастон ясно давал понять, что белые капюшоны в его работах, помимо прочего, были отчаянным ответом на политику США и признанием его собственного соучастия. Художник отмечал, что после начала работы с этими образами «был не в себе, не мог совладать с собой в течение двух лет».

Колебаниями между беспокойством и экстазом характеризуется вся творческая жизнь Гастона. Посредством живописи он пытался передать дуализм определенности и двусмысленности, знакомого и загадочного — тех черт, которые видел у своих кумиров — Рембрандта и Пьеро делла Франческа. Например, в дискуссии с поэтом Кларком Кулиджем о тайне в живописи он отмечал, что его притягивает глубокая, проникновенная загадочность работ Пьеро делла Франческа. Гастон восторгался тем, что это искусство «просто существует и в то же время трясется, пульсирует, или горит, или движется». Этими же словами можно выразить впечатление и от поздних работ его самого.

Филип Гастон. «Бомбардировка». 1937. Фото: Philadelphia Museum of Art
Филип Гастон. «Бомбардировка». 1937.
Фото: Philadelphia Museum of Art

Едва ли не лучше всех его последние достижения осознавал поэт Росс Фельд — один из немногих, кто морально поддерживал Гастона после фигуративного «перелома», из-за которого от художника отвернулся арт-мир, даже давние друзья. До самой своей смерти в 2001 году Фельд собирал размышления о Гастоне в книгу, опубликованную в 2003-м вместе с их перепиской и теперь перевыпущенную. Их дружба началась после того, как поэт написал о нью-йоркской выставке Гастона в 1975 году, и длилась до конца дней художника. «Я готов кричать об этом: ты вдохновляешь меня рисовать снова!» — писал ему Гастон в одном из писем. Книга Фельда — отчасти мемуары, отчасти критический разбор поздних работ художника.

Наряду с увесистым каталогом от Роберта Сторра, эти два издания по-своему раскрывают то, что можно назвать загадкой Филипа Гастона. Сам он, возможно, выразил ее суть лучше других, говоря, что работы выдающихся художников «странны и никогда не перестанут удивлять».  

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+