18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки

Отпечаток фрагмента картины «Кружевница» Василия Тропинина. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Отпечаток фрагмента картины «Кружевница» Василия Тропинина.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича

Возведение нового корпуса Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, проектирование которого началось еще при мэре Юрии Лужкове, вышло на финальную стадию. По словам Сергея Лёвкина, руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, «все фасадные работы со снятием лесов планируется закончить летом». Введение корпуса в эксплуатацию намечено на 2024 год. С главным зданием музея в Лаврушинском переулке новое будет соединено переходом.

Новый корпус Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Новый корпус Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Необычное расположение окон — особенность, появившаяся после того, как бюро Speech Сергея Чобана в 2013 году выиграло конкурс на разработку концепции архитектурного решения фасадов. Окна расположены в нестандартном ритме, отсылая таким образом к плотной развеске картин в доме основателя музея, Павла Третьякова. Ритм фасада задают толстые рамы, выполненные из черногорского мраморизированного известняка, ярко выделяющегося на фоне кирпичной кладки стен.

«Идея разных по ширине и массивных по отношению к „полотнам“ рам очень точно воссоздает образ и конкретного собрания Павла Третьякова, и экспозиции любого другого коллекционера конца XIX века. Тогда роскошные рамы ценились не меньше показываемой в них живописи. Обычно они были обширными, поэтому единственно возможной представлялась шпалерная развеска — когда произведения искусства, разделяемые лишь рамами, закрывают практически всю плоскость стены», — рассказывает архитектор Сергей Чобан.

С главным зданием музея в Лаврушинском переулке новое будет соединено переходом. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
С главным зданием музея в Лаврушинском переулке новое будет соединено переходом.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Технически это реализовано так: на внешний слой толстого стекла с помощью цифровой фотопечати нанесены увеличенные фрагменты картин размером от 770 на 6020 мм до 5870 на 5985 мм. Они полупрозрачные, так что захватывающий вид на город скрывать не будут. Кроме того, эта печать на стекле стала дополнительной солнцезащитой для залов музея и их экспонатов.

Всего на фасадах нового корпуса 34 окна-картины. На главном фасаде таких элементов 21, а на выходящем в Лаврушинский переулок — 13. Экспонаты были отобраны вместе с экспертами и кураторами Третьяковской галереи. Это признанные шедевры классического искусства и авангарда — с набережной можно увидеть «Царевну Лебедь» Михаила Врубеля, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Рожь» Ивана Шишкина, «Неизвестную» Ивана Крамского, «На сенокосе» Казимира Малевича. Со стороны Лаврушинского переулка на фасады, в частности, поместили «Московский дворик» Василия Поленова, «Портрет Мики Морозова» Валентина Серова и «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина.

Справка
Картины на фасадах нового корпуса Третьяковской галереи

Фасад со стороны Кадашевской набережной: «Радуга» Ивана Айвазовского; «Аленушка» Виктора Васнецова; «Лето. Жатва» Алексея Венецианова; «На стройке новых цехов» Александра Дейнеки; «Березовая роща» Архипа Куинджи; «Над вечным покоем» Исаака Левитана; «Проселок» Алексея Саврасова; в следующем регистре: «Сирин и Алконост» Виктора Васнецова; «Устный счет. В народной школе» Николая Богданова-Бельского; «Портрет Марии Лопухиной» Владимира Боровиковского; «Портрет Шишкина» Ивана Крамского; «Бабушкин сад» Василия Поленова; «Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт» Ильи Репина; «Заморские гости» Николая Рериха; «Дама в голубом» Константина Сомова; «Кружевница» Василия Тропинина и другие.

Фасад со стороны Лаврушинского переулка: «Водоем» Виктора Борисова-Мусатова; «Лизынька и Дашинька» Владимира Боровиковского; «Девушка с цветком» Евгения Кропивницкого; «Портрет дочери Агаши» Дмитрия Левицкого; «Петроградская мадонна» Кузьмы Петрова-Водкина; «Свежий кавалер» Павла Федотова и другие.

Еще…

Любопытно, что это не те репродукции, которые можно было разглядеть на первоначальных архитектурных рендерах фасадов, то есть по мере многолетней работы концепция менялась. Некоторые из картин сильно кадрированы, чтобы вписаться в жестко детерминированные размеры окон.

Всего на фасадах нового корпуса 34 окна-картины. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Всего на фасадах нового корпуса 34 окна-картины.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной площадью 35 тыс. кв. м началось в 2014 году. С целью его завершения в октябре 2021 года из бюджета дополнительно было выделено 8,12 млрд руб., а общая стоимость объекта, как сообщила пресс-служба правительства РФ, составит 15,7 млрд руб. Помимо выставочных пространств, в новом здании будут размещаться кабинет графики, реставрационные мастерские, хранилища, конференц-залы.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+