18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки

Отпечаток фрагмента картины «Кружевница» Василия Тропинина. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Отпечаток фрагмента картины «Кружевница» Василия Тропинина.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича

Возведение нового корпуса Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, проектирование которого началось еще при мэре Юрии Лужкове, вышло на финальную стадию. По словам Сергея Лёвкина, руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, «все фасадные работы со снятием лесов планируется закончить летом». Введение корпуса в эксплуатацию намечено на 2024 год. С главным зданием музея в Лаврушинском переулке новое будет соединено переходом.

Новый корпус Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Новый корпус Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Необычное расположение окон — особенность, появившаяся после того, как бюро Speech Сергея Чобана в 2013 году выиграло конкурс на разработку концепции архитектурного решения фасадов. Окна расположены в нестандартном ритме, отсылая таким образом к плотной развеске картин в доме основателя музея, Павла Третьякова. Ритм фасада задают толстые рамы, выполненные из черногорского мраморизированного известняка, ярко выделяющегося на фоне кирпичной кладки стен.

«Идея разных по ширине и массивных по отношению к „полотнам“ рам очень точно воссоздает образ и конкретного собрания Павла Третьякова, и экспозиции любого другого коллекционера конца XIX века. Тогда роскошные рамы ценились не меньше показываемой в них живописи. Обычно они были обширными, поэтому единственно возможной представлялась шпалерная развеска — когда произведения искусства, разделяемые лишь рамами, закрывают практически всю плоскость стены», — рассказывает архитектор Сергей Чобан.

С главным зданием музея в Лаврушинском переулке новое будет соединено переходом. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
С главным зданием музея в Лаврушинском переулке новое будет соединено переходом.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Технически это реализовано так: на внешний слой толстого стекла с помощью цифровой фотопечати нанесены увеличенные фрагменты картин размером от 770 на 6020 мм до 5870 на 5985 мм. Они полупрозрачные, так что захватывающий вид на город скрывать не будут. Кроме того, эта печать на стекле стала дополнительной солнцезащитой для залов музея и их экспонатов.

Всего на фасадах нового корпуса 34 окна-картины. На главном фасаде таких элементов 21, а на выходящем в Лаврушинский переулок — 13. Экспонаты были отобраны вместе с экспертами и кураторами Третьяковской галереи. Это признанные шедевры классического искусства и авангарда — с набережной можно увидеть «Царевну Лебедь» Михаила Врубеля, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Рожь» Ивана Шишкина, «Неизвестную» Ивана Крамского, «На сенокосе» Казимира Малевича. Со стороны Лаврушинского переулка на фасады, в частности, поместили «Московский дворик» Василия Поленова, «Портрет Мики Морозова» Валентина Серова и «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина.

Справка
Картины на фасадах нового корпуса Третьяковской галереи

Фасад со стороны Кадашевской набережной: «Радуга» Ивана Айвазовского; «Аленушка» Виктора Васнецова; «Лето. Жатва» Алексея Венецианова; «На стройке новых цехов» Александра Дейнеки; «Березовая роща» Архипа Куинджи; «Над вечным покоем» Исаака Левитана; «Проселок» Алексея Саврасова; в следующем регистре: «Сирин и Алконост» Виктора Васнецова; «Устный счет. В народной школе» Николая Богданова-Бельского; «Портрет Марии Лопухиной» Владимира Боровиковского; «Портрет Шишкина» Ивана Крамского; «Бабушкин сад» Василия Поленова; «Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт» Ильи Репина; «Заморские гости» Николая Рериха; «Дама в голубом» Константина Сомова; «Кружевница» Василия Тропинина и другие.

Фасад со стороны Лаврушинского переулка: «Водоем» Виктора Борисова-Мусатова; «Лизынька и Дашинька» Владимира Боровиковского; «Девушка с цветком» Евгения Кропивницкого; «Портрет дочери Агаши» Дмитрия Левицкого; «Петроградская мадонна» Кузьмы Петрова-Водкина; «Свежий кавалер» Павла Федотова и другие.

Еще…

Любопытно, что это не те репродукции, которые можно было разглядеть на первоначальных архитектурных рендерах фасадов, то есть по мере многолетней работы концепция менялась. Некоторые из картин сильно кадрированы, чтобы вписаться в жестко детерминированные размеры окон.

Всего на фасадах нового корпуса 34 окна-картины. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Всего на фасадах нового корпуса 34 окна-картины.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной площадью 35 тыс. кв. м началось в 2014 году. С целью его завершения в октябре 2021 года из бюджета дополнительно было выделено 8,12 млрд руб., а общая стоимость объекта, как сообщила пресс-служба правительства РФ, составит 15,7 млрд руб. Помимо выставочных пространств, в новом здании будут размещаться кабинет графики, реставрационные мастерские, хранилища, конференц-залы.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+