18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Арт-коллекция Геринга и рождение современной этики

Франсуа Буше. «Борей похищает Орифию». 1769. Фрагмент. Фото: Deutsches Historisches Museum
Франсуа Буше. «Борей похищает Орифию». 1769. Фрагмент.
Фото: Deutsches Historisches Museum
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

На русском языке вышла одна из классических книг 1990-х, благодаря которой произошли тектонические сдвиги на арт-рынке и в музейном деле. Гектор Фелисиано в деталях поведал о том, как нацисты ограбили Францию и что стало с этим наследием позже

Первое издание книги американского журналиста Гектора Фелисиано «Исчезнувший музей» вышло в 1997 году на французском языке, было прочитано всеми из мира искусства и вызвало большой скандал в стране. Фелисиано не был первым исследователем, обратившимся к теме разграбления нацистами художественных коллекций Европы. Например, другим эпохальным трудом стала книга 1994 года Линн Николс «Надругательство над Европой», где была очерчена гораздо более широкая панорама реквизиций, конфискаций и послепобедных реституций. Фелисиано, долго живший и работавший в Париже, сосредоточился на более узком сюжете — на том, как нацисты грабили конкретно Францию, причем не государственные музеи, а частных коллекционеров и маршанов. Именно эта узость помогла ему сфокусироваться и показать картину произошедшего одновременно и увлекательно, и трагично.

Фелисиано Г. «Исчезнувший музей. История хищения шедевров мирового искусства». М.: Cлово/Slovo, 2021. 448 с.
Фелисиано Г. «Исчезнувший музей. История хищения шедевров мирового искусства». М.: Cлово/Slovo, 2021. 448 с.

Предвоенный Париж был центром мировой торговли искусством, но оккупация лишила город этого титула. Многие коллекционеры бежали, а вещи из их собраний рассеялись по миру. В книге подробно показано, как это происходило, на примере нескольких коллекций: Ротшильдов, Поля Розенберга, Альфонса Канна и других. Фелисиано писал книгу почти десять лет и провел колоссальное расследование, которое включало беседы с выжившими и их наследниками, а также дотошное исследование архивов. Кстати, французское государство в засекреченные архивы его не пустило — ему пришлось лететь за копиями в Штаты. Не молчит он и о немецких искусствоведах, старательно работавших на режим, и о многочисленных французских торговцах-коллаборационистах, активно сдававших конкурентов. Книга затягивает, особенно если примерять ее на самое новейшее время.

Франсиско Гойя. «Клара де Сори». 1804–1806. Коллекция Эдуарда де Ротшильда. Фото: Издательство Cлово/Slovo
Франсиско Гойя. «Клара де Сори». 1804–1806. Коллекция Эдуарда де Ротшильда.
Фото: Издательство Cлово/Slovo

Повторимся, она появилась в 1997 году, хотя на русском издана только сейчас. И читая ее, трудно удержаться от умиления по поводу простоты, с какой вершились дела на арт-рынке в 1990-е. Случаи, когда в провенансе лота имелась лакуна за 1939–1945 годы, никого не пугали — вещи спокойно продавались и покупались. Более того, людей не смущали даже прямо указанные фамилии «раскулаченных» парижских маршанов. Публикация труда Фелисиано стала одним из тех событий, которые это изменили. Несколько потомков арт-дилеров именно оттуда и узнали, что их имущество уцелело, и началась череда судебных исков по реституциям из музеев и от других частных коллекционеров. Тогда французские музеи создали каталог невостребованного — MNR (Musées Nationaux Récupération, «Возвращение из национальных музеев»).

Поль Розенберг показывает картину Ренуара писателю Сомерсету Моэму. Фото: Издательство Cлово/Slovo
Поль Розенберг показывает картину Ренуара писателю Сомерсету Моэму.
Фото: Издательство Cлово/Slovo

Недостаток русского издания — его локализация, вернее, привязка к текущему моменту. Да, указано, что перевод сделан по какой-то исправленной и дополненной версии текста, и действительно, кое-где в книге видны дополнения, внесенные Фелисиано после судебных исков 1999–2001 годов. Но все-таки хотелось бы знать, когда он перестал дополнять, где водораздел событий (мелькает и 2003 год). Не хватает и предисловия, которое бы объяснило, что эта книга — веха, однако немного устаревшая: то, чем автор шокировал своих первых читателей, для нынешних поколений уже «обязательное знание». Наконец, в 2000–2010-е прошли масштабные реституции наследникам именно тех коллекционеров, кого Фелисиано сделал своими главными героями. Возвращения «сезаннов», «леже», «вламинков», «рембрандтов» прогремели в художественных новостях и должны были бы упоминаться либо в примечаниях, либо в эпилоге. Однако таких уточнений нет, и пытливый читатель вынужден отыскивать эти небольшие хеппи-энды в Google.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+