18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Море уничтожает любимую церковь импрессионистов

История церкви Сен-Валери насчитывает десять веков. Фото: Wikimedia Commons
История церкви Сен-Валери насчитывает десять веков.
Фото: Wikimedia Commons
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются

Материковая часть Франции уже давно находится во власти береговой эрозии, вода неуклонно отбирает землю. В особой опасности — Варенжвиль-сюр-Мер в департаменте Приморская Сена, где высоко стоящая на меловой скале церковь вскоре обрушится в море. Когда-то Варенжвиль был любимым местом импрессионистов — многие художники увековечили эту церковь в своих картинах. Неудивительно, что деревню и расположенную в ней церковь Сен-Валери ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Камиль Коро, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар частенько наведывались в Варенжвиль, а кубист Жорж Брак тут даже поселился. В 1963 году он обрел покой на местном кладбище, примыкающем к церкви. Именно Брак по предложению тогдашнего министра культуры Франции Андре Мальро спроектировал в ней витраж с изображением Древа Иессеева.

Церковь Сен-Валери, запечатленная Моне в серии работ, в том числе на картине «Церковь во Варенжвиле. Утро» 1882 года. Фото: Wikimedia Commons
Церковь Сен-Валери, запечатленная Моне в серии работ, в том числе на картине «Церковь во Варенжвиле. Утро» 1882 года.
Фото: Wikimedia Commons

Эта церковь, восходящая к XI веку, сочетает романский стиль с более поздними элементами. На ее месте когда-то было святилище монаха Валери по прозвищу Апостол прибрежных скал. Однако, согласно записям, святое место в то время находилось на полмили вглубь суши, а сегодня его омывает вода. Как отмечает представитель местного совета Арно Грюэ, церковь находится всего в 10 м от участка земли, который быстро сползает в море. Состоящие в основном из мела, перемешанного с песком и глиной, скалы департамента Приморская Сена, высота которых кое-где доходит до 100 м, легко подвергаются эрозии.

Этот процесс вызван штормами, ветром, сильным воздействием волн и повышением уровня моря из-за глобального потепления. В Дьепе, например, в 2012 году в результате обвала исчезло 20 тыс. куб. м скалы. Безрадостное будущее нависло над всем побережьем департамента, то есть над 46 муниципалитетами с населением 300 тыс. жителей. По оценкам геологов, департамент потеряет 230 га прибрежных земель в течение 20 лет. Если где-то появляется брешь, вода неумолимо вгрызается в землю.

Кажется, что осознавал эту опасность еще Клод Моне. На его картине 1882 года «Церковь во Варенжвиле. Утро» на прибрежной скале в шаге от пропасти повис домик. Это домик таможенника, построенный во времена наполеоновской континентальной блокады. Моне в свое время имел от него ключи. Домик стоял на неустойчивой почве и уже исчез.

То же грозит и Сен-Вале­ри. В начале 2000-х хотя бы были частично отремонтированы стены церкви и фундамент, а также крыша и балки. «Только представьте, — говорит Грюэ, — раньше можно было заглянуть внутрь церкви через огромную щель в одной из боковых стен!» На реконструкцию, обошедшуюся в €1,5 млн, 46% суммы выделили центральные власти, и еще 25% поступило от департамента Приморская Сена. «Церковь Сен-Валери, с одной стороны, является местом паломничества, а с другой — с 1924 года классифицируется как исторический памятник и объект национального культурного наследия», — рассказывает Грюэ. Постройка, которая постоянно оседает, с момента начала работ держится лишь благодаря специальным укреплениям. «В конце концов она соскользнет в бездну или рухнет и по частям упадет в море», — прогнозирует он.

Чтобы предотвратить катастрофу, необходимо дорогостоящее вмешательство. После того как пять лет назад община Варенжвиля забила тревогу, стали поступать пожертвования. Одно из решений — разобрать храм на части и восстановить где-нибудь в глубине страны. Имеется и другой, радикальный вариант, у которого есть прецеденты в США: поставить здание целиком на рельсы и перевезти на новое место. Но сможет ли почва под церковью и кладбищем выдержать вес техники? При этом одна только технико-экономическая экспертиза, включая исследование нового места, будет стоить от €400 тыс. до €600 тыс. — и это малая часть миллионов, необходимых для такого предприятия, как указывает мэр Патрик Булье.

Церковь Сен-Валери может вскоре обрушиться в море. Фото: Wikimedia Commons
Церковь Сен-Валери может вскоре обрушиться в море.
Фото: Wikimedia Commons

Если церковь Сен-Валери станет жертвой береговой эрозии, варенжвильское кладбище тоже исчезнет, а вместе с ним и могилы Жоржа Брака, его жены и их слуги. Во время пребывания на посту президента Франции сюда несколько раз приезжал Франсуа Миттеран; местные жители вспоминают, как он садился на деревянную скамью за церковью и наслаждался пейзажем. Булье утешает себя тем, что, если катастрофу не удастся предотвратить, Варенжвиль по крайней мере сохранит свои величественные виды — а миру останутся картины импрессионистов. Например, прекрасный пейзаж кисти Моне «Церковь в Варенжвиле. Закат» (1882), проданный на аукционе Christie’s в Лондоне в 2014 году за £5,68 млн. Легенда гласит, что впервые художник увидел церковь случайно — наткнулся на нее во время прогулки. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+