18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Какие события и каких героев должны увековечивать памятники нашего времени

Монстр Четвинд. «Памятник ненасытности и бюрократии». 2021. Фото: CCA
Монстр Четвинд. «Памятник ненасытности и бюрократии». 2021.
Фото: CCA
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

На выставке в Университете Голдсмита художники размышляют, кому и зачем ставить памятники в нашу эпоху тотальной смены ценностей. Они делают это в форме рисунков, стихов, инсталляций и скульптур

В наше время, когда с пьедесталов сбрасывают веками стоявшие статуи, когда ширится «культура отмены», а власти ведут себя все более бесцеремонно по отношению к народу, роль и статус памятников слабы как никогда. Какую память мы должны увековечивать, если вообще должны? Неугодные памятники нужно сохранять или убирать? Новые памятники — это искупление или пропаганда? Кто это решает? И есть ли вообще что-то постоянное? Эти и многие другие вопросы затрагиваются на выставке «Завет» в Центре современного искусства Университета Голдсмита, на которой 47 британских художников рассуждают о том, что значит воздвигнуть памятник в Великобритании в 2022 году (до 3 апреля).

«Каждый раз, когда мы слушаем новости или участвуем в дискуссиях о паблик-арте, Brexit, Black Lives Matter, пандемии или климатическом кризисе, это всегда касается и памятников», — говорит директор центра Сара Маккрори. «Настало время для музеев рассмотреть или переосмыслить историю, которую они рассказывают», — добавляет она, указывая, что их университет тоже обременен этими вопросами (например, здание Центра современного искусства находится в районе Лондона, исторически связанном с морской торговлей, а значит, и с наследием колониализма).

Для участия в выставке пригласили художников разных поколений с разным жизненным опытом. Здесь есть рисунки, стихи, инструкции, инсталляции, скульптуры, картины, фильмы и перформансы. Одни получились личными, другие политическими, третьи — с элементами фантастики. Многие сделаны специально, хотя некоторые художники адаптировали к выставке свои более ранние проекты. Среди последних — огромная картина Альваро Баррингтона со стихотворением рэпера Тупака Шакура «Роза, проросшая сквозь бетон» и переосмысленные Оскаром Мурильо белые пластиковые стулья вместе со скульптурами из хлеба и кукурузы, символизирующими угнетение рабочего класса по всему миру.

Один из самых зрелищных экспонатов — «Червяк еды» Холли Хендри. Гигантские, похожие на червяков формы, сделанные из мешков с песком, пронизывают все здание изнутри и снаружи. Обычный дождевой червь, как говорит Хендри, «очищает нашу почву, пока мы ее загрязняем», так что ее скульптуры — свое­образные поглотители «годов капитализма, колонизации и индустриализации, которые привели нас к метафорической и буквальной куче компоста».

Центр современного искусства Университета Голдсмита. Фото: CCA
Центр современного искусства Университета Голдсмита.
Фото: CCA

«Памятник ненасытности и бюрократии» Монстр Четвинд — это массивная зловещая голова с разинутой клыкастой пастью, которая, по словам автора, чествует «всепоглощающий смех, карнавальность, чепуху и безудержный энтузиазм». Зейди Ча транслирует североазиатский шаманизм в проекте монумента, населенного птицами и зверями и посвященного «обманщикам, мятежникам, земным тварям и рассказчикам», который мог бы быть установлен прямо в Темзе.

В Лаймхаусе, бывшем лондонском Чайна-тауне, Джей Тан предлагает поставить гигантскую скульптуру-торт, увешанную китайскими и малазийскими украшениями и «посвященную смешанным союзам и семьям китайских моряков и путешественников, поселившихся в Лондоне с 1910‑х годов». О вековой роли Лондона как культурного плавильного котла высказался и Ури Паттисон: его стол пограничника стал одним из объектов реди-мейда. А Джереми Деллер предложил обозначить любой небоскреб, недавно построенный в центре Лондона, вывеской «памятник отмыванию денег». Также уже существующее сооружение присваивает себе Марк Уоллингер в получасовом фильме, посвященном скандальной туристической достопримечатальности, гигантскому зеленому холму у Мраморной арки на углу Гайд-парка, который был сооружен прошлым летом по заказу Вестминстерского городского совета за £6 млн.

На выставке, где часто предлагают ниспровергнуть монументы, слова порой убедительнее металла или бетона. Короткий текст Филлиды Барлоу — это ее рассказ о беседе, произошедшей десять лет назад, когда она вместе со своим иранским студентом посмотрела подпольный фильм о том, как женщину забивают камнями до смерти за измену мужу. Иранец захотел посвятить этому работу — но какую? Рассказ заканчивается вопросом Барлоу: «Каким может быть завет об этом зле? Каким может быть мемориал, чтобы помнить и никогда не забывать?» Спустя все эти годы и после стольких страшных событий простого ответа на эти вопросы до сих пор нет. Но это не значит, что мы должны перестать ими задаваться. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+