18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Беспредметность Раны Бегум интерпретируется в первой монографии о художнице

Рана Бегум. «Настенный рисунок № 947». 2019. Фото: Royal Academy of Arts
Рана Бегум. «Настенный рисунок № 947». 2019.
Фото: Royal Academy of Arts
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Звезда современного абстрактного искусства своими инсталляциями и рисунками вынуждает арт-критиков задаться вопросом: это переиначенное старое или что-то совершенно новое? Ответы совпадают отнюдь не у всех, но очевидно, что авторов книги этот вопрос занимает всерьез

Эта книга появилась своевременно. В прошлом году Рана Бегум, родившаяся в Бангладеш и живущая в Лондоне, стала членом Королевской академии художеств. Недавно она показала новые большие работы, выполненные для культурного центра «Ванос Конст» в Швеции и Фолкстонской триеннале в английском графстве Кент. А в следующем году в Галерее Мида в британском Уорике откроется ее персональная выставка.

В начальной главе, рассказывая о работах Раны Бегум, Мария Линд отмечает, что, будь то скульптура, живопись или мебель, вместе их всегда связывает зритель. Он такой же неотъемлемый элемент произведений Бегум, как используемые ею материалы. Это автономная художественная практика, но существует и определенный контекст, который Линд прекрасно формулирует. Она считает, что Рана Бегум стоит вне большинства сегодняшних трендов и что ее абстрактные работы — это «изучение формы и материала, цвета и освещения». При этом Линд утверждает, что Бегум отнюдь не ортодоксальная минималистка и в целом дистанцируется от Дональда Джадда и других приверженцев направления. Со своими сериями Бегум работает быстро и свободно, ее предметы — «эксцентричные объекты», а не «специфические», как у Джадда.

Rana Begum: Space Light Colour / Sam Jacob, Lisa Le Feuvre, Maria Lind, Adnan Madani and Sarah Victoria Turner, with a foreword by Anne Barlow. Lund Humphries, 2021. 192 с. £39,99. На английском языке
Rana Begum: Space Light Colour / Sam Jacob, Lisa Le Feuvre, Maria Lind, Adnan Madani and Sarah Victoria Turner, with a foreword by Anne Barlow. Lund Humphries, 2021. 192 с. £39,99. На английском языке

Во второй главе, в беседе с Лизой Ле Февр, художница рассказывает о своем подходе «раскрытых объятий». Она готова делать мебель с неоновой подсветкой или скульп­туры из соломы с ультрафиолетовой подсветкой. Она восприимчива и благожелательна к новым стимулам. В этой главе большое внимание уделяется свету. Он разный на разных континентах, и мы начинаем понимать, что Бегум остро чувствует эту особенность.

Она, как считает Сэм Джейкоб, подобна архитектору, хотя и не во всем. Джейкоб с благоговением рассматривает визуальные повторы Бегум и с энтузиазмом сообщает нам о модульном принципе художницы, в результате применения которого бытовой предмет трансформируется в гео­метрическое целое.

Основой для работы Раны Бегум «№ 950» стала рыболовная сеть. Фото: Mohammed Chiba/Courtesy Jhaveri Contemporary
Основой для работы Раны Бегум «№ 950» стала рыболовная сеть.
Фото: Mohammed Chiba/Courtesy Jhaveri Contemporary

В книге «Рана Бегум: пространство свет цвет» на первый план выдвигается способность Бегум взывать к нашему самосознанию и гипервосприятию окружающего пространства. Темы из заглавия рассмотрены в статьях каждый раз под разным углом зрения. Но обнаруживаются и столкновения мнений. Так, если Линд считает, что художественная практика Бегум «зарождается внутри и из себя», то Аднан Мадани, похоже, опровергает подобные заявления. А что если, как он полагает, ее стиль — это просто более «мощный, живой модернизм»? Так или иначе, Бегум пользуется гибкими практиками, которые уклоняются от привычных классификаций. И возможно, внутри ее веселых разноцветных работ кроется провокация, которой нам давно не хватало.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+