18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вокруг света за один вдох

Знаменитая парфюмерная коллекция Дома Hermès, воссоздающая в ароматах самые яркие впечатления о далеких путешествиях

Во времена Жюля Верна путешествие «вокруг света за 80 дней» было чем-то невероятным. Нам повезло больше: теперь есть стремительные самолеты и электропоезда, быстроходные корабли и автомобили. Но существует и другой способ — ароматы. Учеными доказано, что именно запахи вызывают у человека четкие и быстрые ассоциации с определенным местом, временем года или событием. Парфюмерная коллекция бренда Hermès Un Jardin, посвященная волшебным садам, позволяет за один вдох отправиться в экзотическое путешествие по волнам памяти двух мастеров ароматных композиций — Жан-Клода Эллена и Кристин Нажель, воссоздавших свои воспоминания о тех или иных местах.

Жан-Клод Эллена — штатный парфюмер Дома Hermès с 2004 по 2016 год, сооснователь версальского музея-архива редких, исторически ценных духов Osmothèque и один из ключевых современных создателей парфюмерных композиций. Для коллекции Hermès Un Jardin он создал пять ароматов. Какие-то из них давались ему легко. Легенда гласит, что «Средиземноморский сад» он сочинил всего за три дня после поездки в Тунис. Другие ароматы из «садовой» коллекции требовали больше времени, но тоже рождались в поездках. «Я долго путешествовал в поисках запахов. Собирал листья фиговых деревьев в Хаммамете, воровал манго в Асуане, похищал имбирь в Кочине», — писал он. На выражение самых тонких, самых чарующих эмоций и ощущений, унесенных ветром из садов, уходило порой по несколько лет.

Le Jardin de Monsieur Li («Сад господина Ли»), аромат Hermès 2015 года с нотами кумквата, жасмина и мяты, — это впечатление о китайском саде, где-то на полпути между реальным и воображаемым миром. О месте для медитации, где природа призывает к прогулкам и размышлениям, а каждый шаг дает импульс фантазии. «Я вспомнил запах водоемов, запах жасмина, запах мокрых камней, сливовых деревьев, кумквата, гигантских зарослей бамбука. Здесь было все, и даже карпы в пруду не торопились и жили до 100 лет. Заросли сычуаньского перца были колючи, как розы, его листья пахли лимоном. Оставалось только создать этот новый сад», — так описал аромат Эллена.

Un Jardin en Méditerranée («Средиземноморский сад») — аромат Hermès 2003 года с нотками смоковницы, мандарина, бергамота, лимона, апельсинового цвета, белого олеандра, кипариса, листа инжира, мускуса, красного кедра, можжевельника и фисташки. Эти запахи дарят удовольствие от переливов в мозаике цветочных и пряных нот. Подобно путевым заметкам, пестрым и эмоциональным, аромат Un Jardin en Méditerranée рисует в воображении причудливую игру тени, воды и света. «Ароматное выражение средиземноморских воспоминаний, мозаика обонятельных, визуальных и осязательных ощущений», — так пишет еще об одном своем шедевре Жан-Клод Эллена. Un Jardin en Méditerranée — легкий путь к воспоминаниям о путешествиях на море.

Un Jardin sur le Toit («Сад на крыше») — аромат Hermès 2011 года с нотами красного яблока, груши, розы, магнолии, розмарина, диких трав и парижского воздуха. Это повествование о потаенном саде в самом сердце Парижа на Фобур-Сент-Оноре, 24. «Идея часто появляется в тот момент, когда ее не ждешь, — рассказывает автор. — С садом на крыше вышло так же: чудо было совсем рядом. Ощущение дома, детства, зеленой травы, мокрой земли. Это сокровенное, родное, с улицы его не видно, никто и не догадывается».

Un Jardin sur le Nil («Сад на Ниле») — аромат Hermès 2005 года с нотками моркови, грейпфрута, томата, зеленого манго, апельсина, пиона, камыша, гиацинта, лотоса, лабданума, ириса, корицы, мускуса и ладана — подобен прогулке по островам-садам на африканской реке в Асуане, где берет начало это вдохновенное и душистое странствие. «Новый, необычный образ свежести и свободы: зеленые растительные ароматы, запахи воды и воздуха, полного жара от песка», — говорит о нем Жан-Клод Эллена.

Un Jardin après la Mousson («Сад после муссонов») — аромат Hermès 2008 года. В нем звучат ноты имбиря, кардамона, кориандра и перца в сочетании с легкими фруктово-цветочными акцентами и дымным корнем ветивера. Это интереснейший рассказ о «другой» Индии на побережье Кералы и о предчувствии неожиданного жизненного поворота, о наполнении новыми смыслами и возвращении к мечтам даже после самого темного периода. «Безмятежное выражение возрождения тропического сада после муссонных дождей», — именно такую эмоцию обозначил парфюмер в этом аромате.

Un Jardin sur la Lagune («Сад в лагуне») — свежий аромат Hermès 2019 года с нотками критмума, белой лилии, магнолии, питтоспорума и морского бриза. Это тайное знание о том, что природа всегда вернет свои права и ветер вечно будет носить по миру цветочную негу и едва уловимую солоноватость воды каналов Венеции, впадающих в морскую лагуну. «Это сад из моих грез. Я создала аромат, вобравший в себя мои сокровенные воспоминания, благоухание деревьев и цветов, послушных смене сезонов, и непреходящую природную красоту», — рассказывает Кристин Нажель, создательница последнего аромата из коллекции Hermès Un Jardin, сменившая Эллена на посту главы парфюмерной линии Дома Hermès.

«Я — парфюмер совершенно другой, нежели Жан-Клод Эллена, но совершенно не боялась сравнений, — говорит она. — За основу я всегда беру тему, которая мне интересна: место, которое мне запомнилось, красивый пейзаж, который отпечатался в моей памяти, случайное воспоминание, картина, переливы цветов на сари женщин в Кочине…»

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+