Графику Ивана Билибина и костюмы из его коллекции вернули зрителям

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане». Фото: Реставрационный центр имени Грабаря
Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».
Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Реставрационный центр имени Грабаря представляет выставочный проект к 145-летию художника: графические листы и костюмы из собрания Ивангородского музея

Личная коллекция народного костюма знаменитого художника, графика, иллюстратора русских сказок Ивана Билибина, а также его театральная графика показаны зрителям впервые. Все экспонаты происходят из коллекции музея в Ивангороде (Ленинградская область).

Удивительна уже самая история этой коллекции. Долгие годы графику, а также мемориальные вещи и русские костюмы хранил приемный сын Ивана Билибина — биолог Мстислав Потоцкий (1916–1998). Он был сыном третьей жены художника, Александры Щекатихиной-Потоцкой, и после смерти Билибина в блокадном Ленинграде сохранил коллекцию работ матери и отчима, а также произведения других мирискусников — Сомова, Добужинского, Коровина, Бенуа, Лансере. Мстислав Потоцкий очень трепетно относился к этому наследию и не хотел, чтобы оно затерялось в запасниках какого-то крупного музея. Для своего дара он выбрал музей в Ивангороде (городок стоит на берегу реки Нарвы, напротив эстонского города Нарва). После Второй мировой войны в городе остались буквально крохи старой застройки, в том числе дом, который, по воспоминаниям, Иван Билибин некогда посещал. В 1980 году в этом доме на основе переданной туда Потоцким коллекции была открыта художественная картинная галерея в составе Ивангородского музея.

Ивангородский музей. Фото: Музейное агентство Ленинградской области
Ивангородский музей.
Фото: Музейное агентство Ленинградской области

Реставраторы Центра имени Грабаря работали с костюмами и головными уборами из коллекции художника, а также его театральной графикой. Костюмы были привезены Иваном Билибиным из его поездок по Русскому Северу, которые он совершил в 1902–1904 годах по заданию этнографического отдела Музея Александра III (Русского музея) для изучения деревянной архитектуры. Многие собранные им материалы оказались таким образом в коллекции Русского музея, однако часть находок Билибин сохранил для себя — как эти костюмы, которые узнаются в его иллюстрациях. Примером могут служить крестьянские женские рубахи и фартук, мужская косоворотка из северных губерний.

«Они сшиты изо льна и украшены вышивкой, а некоторые из них — и хлопчатобумажными кумачовыми вставками, — рассказывает художник-реставратор ткани Анастасия Лобанова. — Вещи были в неплохом состоянии, однако, когда они долго хранятся, заломы и пятна неизбежны. Было проведено обеспыливание специальным реставрационным пылесосом, потом сделана обязательная проба на текучесть красителя, затем проведена очистка экспонатов — в данном случае было возможно проведение водной очистки. Ослаблены и по возможности удалены пятна, что бывает непросто, когда загрязнения старые и непонятно, какой они природы». Скромная вышивка на костюмах укреплена тонкой шелковой нитью.

Примером другого способа работы с костюмом является реставрация шугая, приталенной верхней теплой женской одежды. Крытый репсовой тканью, этот шугай 1870-х годов подбит ватой, и разобрать все детали одежды не представлялось возможным, а вещь была заметно поношена. Тем не менее поверхностные загрязнения удалось удалить. Была снята шелковая узорная лента, которой отделан шугай, разобраны складки. Ленту укрепили и дублировали на тонкий газ. На ткани нашли клеймо производителя — фабрики Гандшина и Вирца в Москве.

Шугай репсовый. После реставрации. Фото: Реставрационный центр имени Грабаря
Шугай репсовый. После реставрации.
Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Другая деталь народного костюма, коротёна (далекая родственница жилета, такие надевали на сарафаны и рубахи) из градетура, была отделана золотым галуном, который потребовал от реставраторов длительной работы: шелковые нити, которыми фиксировались металлические, были утрачены. Интересно, что очень похожие коротёны носят многие героини сказочных рисунков Ивана Билибина.

В коллекции Билибина были и народные головные уборы — например, сорока, которую носили замужние женщины (завязки закреплялись под косой, а «хвост» спускался на спину). «Убор расшит шерстяной нитью, которую повредило не только время, но и насекомые, а одна из бисерных кисточек была утрачена — ее восстановили, как и один металлический жетон, украшавший убор, — но так, чтобы новодельные детали немного отличались от авторских и их можно было при необходимости удалить. Заменить пришлось только жесткие деревянные планки, фиксировавшие «хвост» в расправленном виде, — они рассыпались на части (однако были законсервированы и отправлены в музей), а на их место поставлены новые, идентичные авторским», — рассказывает Анастасия Лобанова.

Женский головной убор. Сорока. После реставрации. Фото: Реставрационный центр имени Грабаря
Женский головной убор. Сорока. После реставрации.
Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

А вот душегрея с ярким узором оказалась не народным костюмом, а театральным. Рисунок был набит на холщовую ткань масляной краской — что очень усложнило очистку этого предмета. На изнанке вещи реставраторы обнаружили театральные штампы — Билибин активно работал в театре.

Вторую часть коллекции, которой занимались реставраторы, как раз и составляет театральная графика. Это эскизы декораций и костюмов — в частности, к постановкам в петербургском Старинном театре (действовал в 1907–1908 и 1911–1912), ставившем перед собой задачу реконструировать театральные жанры и саму атмосферу театров прошлого — от Античности к Возрождению и Средневековью. Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Веги «Овечий источник» и постановкам Кальдерона, Англией начала XVIII века — пьесы Эжена Скриба «Стакан воды». В свой парижский период (1925–1936) Билибин также много работал в опере, оформлял «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, оперу Александра Бородина «Князь Игорь».

Обычно ожидаемых от Билибина «сказочных» сюжетов в коллекции немного — например, пара иллюстраций к «Сказке о золотой рыбке» парижского периода.

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Фото: Реставрационный центр имени Грабаря
Иван Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

«Все попавшие к нам листы требовали реставрационного вмешательства, — говорит Юлия Савкова, заведующая мастерской реставрации графики. — Большинство работ выполнено акварелью на бумаге, это текучая техника, в первую очередь краски надо было закреплять, чтобы иметь возможность работать с изображением дальше. Нередко на одном листе использовались разные техники, что усложняло работу. К тому же на оборотах листов много надписей, штампов и наклеек, разновременных, сделанных карандашом и разными чернилами, которые музей просил нас обязательно сохранить — они отражают бытование вещей».

Всего через руки реставраторов Центра имени Грабаря прошло более 40 экспонатов из собрания Ивангородского музея, работы велись несколько лет 20 специалистами.

Реставрационный центр имени Грабаря
"Сказ об Иване Билибине"
До 15 октября 2021

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+