18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Особняк нонконформизма

№33
Материал из газеты

Частное собрание работ Анатолия Зверева покажут на трех этажах московского особняка. Четвертый этаж займет кафе

Музей Зверева (Музей АЗ) готовится к открытию. Художник Анатолий Зверев (1931–1986) — один из важнейших героев плеяды нонконформистов-шестидесятников. Поэтому публика ждала открытия музея с конца прошлого года, но оно все время отодвигалось. Однако наконец назначена окончательная дата премьеры: Музей АЗ открывается 27 мая.
«Строительство — процесс вообще долгий, а в российских условиях еще и непредсказуемый», — сетует по поводу задержек генеральный директор музея Наталия Опалева. Впрочем, торопить организаторов музея некому: они сами себе начальство и инвесторы, а потому им простительно. Музей АЗ для современной России едва ли не уникальное явление, он построен целиком на частные деньги. Инициаторы его создания — Наталия Опалева, заместитель председателя правления Ланта-банка и одна из крупнейших акционеров золотодобывающего ОАО «Высочайший», и известная галеристка Полина Лобачевская.

Под музей было найдено и приобретено в частную собственность здание на 2-й Тверской-Ямской улице в районе метро «Маяковская». Исходя из стоимости особняков в Москве, можно предположить, что лишь его приобретение обошлось в $15–20 млн.

«Мы купили здание около трех лет назад и сразу стали разрабатывать проект музея. Это не мемориальный дом и не исторический памятник, двухэтажный особняк с мансардой построен уже в наши дни. Поэтому мы имели известную свободу маневра при планировочных решениях. Рассматривался даже вариант со сносом существующего здания, однако в итоге ограничились внутренними работами: хотелось открыть музей в обозримой перспективе, а не когда-нибудь…» — рассказывает Опалева.

Реконструкция заняла около двух лет. Процесс был тяжелым. Пришлось, например, менять лифт. Прежний был рассчитан на двух человек, новый (красивый стеклянный) — на 12. «Послали замеры изготовителю в Германию, лифт нам доставили, но оказалось, что шахту надо снова расширять: лифт не поместился. Любое строительство — это постоянные сюрпризы», — говорит гендиректор музея.

Объем полезных площадей в здании — 600 м2. Формат музея одного художника, как отмечает Наталия Опалева, большего и не предполагает. К тому же современные технологии позволяют сделать пространство емким с точки зрения количества размещенной информации.

Проект музея разработал дизайнер Анатолий Голышев — автор дизайн-проекта (совместно с Геннадием Синевым) недавней выставки Анатолия Зверева На пороге нового музея в Манеже, предвосхитившей нынешнее открытие.

«Голышев тогда очень точно воплотил наши представления о том, каким должен быть музей, и логично было доверить проект именно ему. Современный музей в нашем понимании должен активно использовать мультимедийные технологии. Надо сказать, что нынешняя эпоха отлично принимает Зверева. Мы судим об этом по тому количеству его работ, которыми заполнен Интернет. Получается: зритель чувствует этого художника даже через искажение виртуальности. Поэтому одна из стен в музее — это еще и экран. Таким образом мы как бы преодолеваем некоторую суженность пространства», — говорит арт-директор музея Полина Лобачевская.

При этом создатели Музея АЗ намерены продемонстрировать серьезность и консервативность в отношении своего детища. «Мы используем новые технологии, но оригинальные работы, как в любом традиционном собрании, обязательно будут экспонироваться. Покажем не только самого Зверева, но и художников его круга. Кроме того, уже запущена большая издательская программа, выпущена первая дюжина книг и альбомов с работами Анатолия Тимофеевича…» — рассказывает Опалева.

В 1999 году Полина Лобачевская представила выставку Зверева в Государственной Третьяковской галерее. Экспонировалось более 300 его работ. Предполагалось, что выставка продлится месяц, но это оказался тот редкий случай, когда по просьбам зрителей ее продлили еще на 30 дней. С тех пор популярность Зверева только росла.

Анатолий Зверев был необычайно плодовит. Им создано более 30 тыс. картин и иллюстраций. Художник писал портреты самых разных людей — от простых рабочих из Сокольников до генерального секретаря ООН. Он проиллюстрировал и немало литературных произведений от Апулея и Сервантеса до Андерсена и Гоголя (правда, его иллюстрации не печатались: Зверев не состоял в творческих организациях, а потому не мог сотрудничать с государственными издательствами).

Основа фонда музея — личная коллекция Наталии Опалевой — 500 работ. Еще более 600 картин и архивные материалы в дар музею передала Алика Костаки, дочь знаменитого греческого коллекционера Георгия Костаки. Всего же на данный момент собрано около 1,5 тыс. работ художника. Уже сейчас экспозиционные планы музея продуманы на три года вперед.

Из четырех этажей музейного здания три отданы под экспозицию, а на четвертом разместилось кафе. Первая задача, которую поставили себе организаторы премьерной выставки в новом музее, — познакомить широкий круг зрителей с личностью художника, с самым важным и значимым для него самого. Знакомство начнется с автопортретов Зверева — они будут занимать весь первый этаж. На втором этаже выставлено 27 портретов людей, окружавших художника: друзей, коллег, коллекционеров. Третий этаж отдан портретам Оксаны Асеевой — вдовы известного советского поэта, которая долгие годы была возлюбленной и музой Зверева. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+