18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«По Италии с Сировским». Первый том итальянских дневников Валерия Сировского

Рукописные тетради известного художника превращены в набор авторских коллажей, изданных максимально аутентично

В новой рубрике наш книжный обозреватель Дмитрий Бавильский рассказывает о книгах, имеющих отношение к самым разным художественным практикам. Каждый понедельник он рецензирует альбомы и выставочные каталоги, сборники статей и воспоминания, а также романы и даже повести, содержание которых так или иначе связано с искусством. Сегодня — «По Италии с Сировским». Издательство «Барбарис» выпустило первый том итальянских дневников Валерия Сировского.

Валерий Сировский — колоритный дядька, которого легко можно представить себе рисующим за столиком кафе «Флориан» на венецианской площади Сан-Марко или же медитирующим рядом с миланским Дуомо. Возле каждого места туристического паломничества обязательно найдется такой вот неторопливый задумчивый господин, рисующий или пишущий в тетрадку что-нибудь очень художественное. Это мы в вечной суете мечемся меж памятников истории, стараясь обозреть (sic!) как можно больше хрестоматийных шедевров, но есть же вызывающие острую зависть любимцы богов, неспешно вкушающие культурные ландшафты, возложив ногу на ногу, обложившись карандашами, кофе и рабочими блокнотами.

Долгие годы Валерий Сировский крепко-накрепко (в том числе кровными узами) связан с Италией и ее кинематографистами. Это и позволяло ему путешествовать по Апеннинскому полуострову даже в самые глухие, что ни на есть застойные годы. Плод такой кочевой жизни — целый шкаф дневниковых набросков, рисованных или текстовых, переложенных всяческим туристическим сором: билетиками, афишками и флаерами, вырезками из газет, меню и бланками отелей, открытками и даже фантиками, вклеенными непосредственно в рукописи. Для публикации итальянских хроник издательство «Барбарис» оцифровало около 7 тыс. страниц, превращенных Сировским в авторские коллажи, сочетающие буквы, картинки и разную бумажную мелочь, непонятно как накапливающуюся в карманах любого путешественника и так же непонятно куда исчезающую — а зря, потому что теперь смотреть на все эти артефакты да раритеты прошлых десятилетий не только приятно, но и полезно.

Издательство «Барбарис», ведомое Ириной Тархановой, превратило груду разрозненного аутентичного материала в шедевр полиграфического мастерства. Рукописи прокомментированы, во-первых, Тархановой, записавшей с художником обстоятельную беседу, во-вторых, самим Сировским: большинство опубликованных тетрадных разворотов вынесено в уменьшенном виде в самый конец книги — туда, где петитный раздел позволяет целиком прочитать подорожную скоропись и уяснить себе непонятые при первом знакомстве тексты.

Это обаятельная и легкая (но отнюдь не легкомысленная) книжка для чтения, а точнее, разглядывания набросков и коллажей, передающих не только пейзажи, памятники искусства и жизненные обстоятельства, но и настроение, в котором они были сделаны. Ну да, неторопливое, сосредоточенное, предельно дружественное Италии и миру, экстравертное. «Барбарис» анонсирует продолжение (не зря на обложке «По Италии с Сировским» стоит цифра 1), поскольку в опубликованный том вошла лишь малая часть оцифрованного материала.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+