18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«По Италии с Сировским». Первый том итальянских дневников Валерия Сировского

Рукописные тетради известного художника превращены в набор авторских коллажей, изданных максимально аутентично

В новой рубрике наш книжный обозреватель Дмитрий Бавильский рассказывает о книгах, имеющих отношение к самым разным художественным практикам. Каждый понедельник он рецензирует альбомы и выставочные каталоги, сборники статей и воспоминания, а также романы и даже повести, содержание которых так или иначе связано с искусством. Сегодня — «По Италии с Сировским». Издательство «Барбарис» выпустило первый том итальянских дневников Валерия Сировского.

Валерий Сировский — колоритный дядька, которого легко можно представить себе рисующим за столиком кафе «Флориан» на венецианской площади Сан-Марко или же медитирующим рядом с миланским Дуомо. Возле каждого места туристического паломничества обязательно найдется такой вот неторопливый задумчивый господин, рисующий или пишущий в тетрадку что-нибудь очень художественное. Это мы в вечной суете мечемся меж памятников истории, стараясь обозреть (sic!) как можно больше хрестоматийных шедевров, но есть же вызывающие острую зависть любимцы богов, неспешно вкушающие культурные ландшафты, возложив ногу на ногу, обложившись карандашами, кофе и рабочими блокнотами.

Долгие годы Валерий Сировский крепко-накрепко (в том числе кровными узами) связан с Италией и ее кинематографистами. Это и позволяло ему путешествовать по Апеннинскому полуострову даже в самые глухие, что ни на есть застойные годы. Плод такой кочевой жизни — целый шкаф дневниковых набросков, рисованных или текстовых, переложенных всяческим туристическим сором: билетиками, афишками и флаерами, вырезками из газет, меню и бланками отелей, открытками и даже фантиками, вклеенными непосредственно в рукописи. Для публикации итальянских хроник издательство «Барбарис» оцифровало около 7 тыс. страниц, превращенных Сировским в авторские коллажи, сочетающие буквы, картинки и разную бумажную мелочь, непонятно как накапливающуюся в карманах любого путешественника и так же непонятно куда исчезающую — а зря, потому что теперь смотреть на все эти артефакты да раритеты прошлых десятилетий не только приятно, но и полезно.

Издательство «Барбарис», ведомое Ириной Тархановой, превратило груду разрозненного аутентичного материала в шедевр полиграфического мастерства. Рукописи прокомментированы, во-первых, Тархановой, записавшей с художником обстоятельную беседу, во-вторых, самим Сировским: большинство опубликованных тетрадных разворотов вынесено в уменьшенном виде в самый конец книги — туда, где петитный раздел позволяет целиком прочитать подорожную скоропись и уяснить себе непонятые при первом знакомстве тексты.

Это обаятельная и легкая (но отнюдь не легкомысленная) книжка для чтения, а точнее, разглядывания набросков и коллажей, передающих не только пейзажи, памятники искусства и жизненные обстоятельства, но и настроение, в котором они были сделаны. Ну да, неторопливое, сосредоточенное, предельно дружественное Италии и миру, экстравертное. «Барбарис» анонсирует продолжение (не зря на обложке «По Италии с Сировским» стоит цифра 1), поскольку в опубликованный том вошла лишь малая часть оцифрованного материала.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+