18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Портрет как улика

№28
Материал из газеты

Нью-йоркская выставка работ Эгона Шиле — о самых потаенных желаниях рано ушедшего из жизни скандально знаменитого австрийского художника

Музей Neue Galerie в Нью-Йорке был основан в 1996 году бизнесменом, филантропом и коллекционером Роналдом Лаудером и целиком посвящен немецкому и австрийскому искусству начала ХХ века, представленному его лучшими именами. А музейная коллекция работ Эгона Шиле (1890–1918) считается одной из лучших в мире. Так что нет ничего неожиданного в том, что именно там проходит эта выставка, сфокусированная на портретах Шиле. Причем впечатляющая размахом экспозиция из 125 работ (не только картин, но также рисунков и скульптур) включает вещи как из самого Neue Galerie, так и из других ведущих американских и европейских музеев и частных собраний. Среди них Портрет Герти Шиле (1909) из Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, Портрет Йоханна Хармса (1916) из Музея Соломона Гуггенхайма, Портрет жены художника (1915) из гаагского Гементемузеума, Автопортрет с павлином (1911) из одной крупной венской частной коллекции. Куратор выставки Алессандра Комини, ведущий в Америке специалист по творчеству Шиле, решила разбить экспозицию на шесть тем: семья и академия; друзья художника; модели и покровители; любимые женщины; эрос; автопортреты и аллегорические автопортреты. В отдельную тему выделен самый драматический момент в биографии Шиле — 24 дня, проведенные им в апреле 1912 года в тюрьме за непристойное поведение. После он был оправдан, но стал свидетелем того, как судья сжег один из его рисунков прямо в зале заседания.

В этом разделе воссоздана даже атмосфера камеры заключения и представлены тюремные дневники художника, где он размышляет о постигших его бедах. «Тюремное заточение не изменило его честный, бесстрашный взгляд на отношения между полами. Он продолжал создавать эротические образы и дальше, — говорит Комини. — Кто говорил о мастурбации до Шиле? Кто изображал это до Шиле? Даже Зигмунд Фрейд испытывал неловкость, разговаривая на эту тему с сыном, считая, что подавленные сексуальные желания проявляются лишь снами. Для Шиле же сексуальность была внешней силой, которая движет Вселенной». Его автопортреты не менее откровенны и беспощадны, чем эротические рисунки. «Они были его датчиками температуры: кто я? где я сейчас? зол ли я? что я испытываю сейчас?» — поясняет куратор. Столь же откровенен Шиле по отношению к любимым женщинам. К сожалению, на выставку не удалось заполучить портрет его преданной подруги Уолли Нойзель из Музея Леопольда в Вене. Конфискованная нацистами у еврейского дилера в Вене в 1939 году, в 1997 году картина стала поводом для 13-летнего спора о возвращении ее наследникам. В тот момент портрет хранился в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а венский музей после решения суда вернуть его наследникам приобрел работу в 2010 году за $19 млн.

Шиле бросил Уолли и в 1915 году женился на Эдит Хармс, девушке из буржуазной семьи. Как и Уолли, Эдит стала героиней многих его портретов. Комини опровергает распространенное мнение, что Шиле женился из меркантильных соображений. «Я бы не сказала, что он «продался». Он был в поиске», — говорит она.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+