18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Портрет как улика

№28
Материал из газеты

Нью-йоркская выставка работ Эгона Шиле — о самых потаенных желаниях рано ушедшего из жизни скандально знаменитого австрийского художника

Музей Neue Galerie в Нью-Йорке был основан в 1996 году бизнесменом, филантропом и коллекционером Роналдом Лаудером и целиком посвящен немецкому и австрийскому искусству начала ХХ века, представленному его лучшими именами. А музейная коллекция работ Эгона Шиле (1890–1918) считается одной из лучших в мире. Так что нет ничего неожиданного в том, что именно там проходит эта выставка, сфокусированная на портретах Шиле. Причем впечатляющая размахом экспозиция из 125 работ (не только картин, но также рисунков и скульптур) включает вещи как из самого Neue Galerie, так и из других ведущих американских и европейских музеев и частных собраний. Среди них Портрет Герти Шиле (1909) из Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, Портрет Йоханна Хармса (1916) из Музея Соломона Гуггенхайма, Портрет жены художника (1915) из гаагского Гементемузеума, Автопортрет с павлином (1911) из одной крупной венской частной коллекции. Куратор выставки Алессандра Комини, ведущий в Америке специалист по творчеству Шиле, решила разбить экспозицию на шесть тем: семья и академия; друзья художника; модели и покровители; любимые женщины; эрос; автопортреты и аллегорические автопортреты. В отдельную тему выделен самый драматический момент в биографии Шиле — 24 дня, проведенные им в апреле 1912 года в тюрьме за непристойное поведение. После он был оправдан, но стал свидетелем того, как судья сжег один из его рисунков прямо в зале заседания.

В этом разделе воссоздана даже атмосфера камеры заключения и представлены тюремные дневники художника, где он размышляет о постигших его бедах. «Тюремное заточение не изменило его честный, бесстрашный взгляд на отношения между полами. Он продолжал создавать эротические образы и дальше, — говорит Комини. — Кто говорил о мастурбации до Шиле? Кто изображал это до Шиле? Даже Зигмунд Фрейд испытывал неловкость, разговаривая на эту тему с сыном, считая, что подавленные сексуальные желания проявляются лишь снами. Для Шиле же сексуальность была внешней силой, которая движет Вселенной». Его автопортреты не менее откровенны и беспощадны, чем эротические рисунки. «Они были его датчиками температуры: кто я? где я сейчас? зол ли я? что я испытываю сейчас?» — поясняет куратор. Столь же откровенен Шиле по отношению к любимым женщинам. К сожалению, на выставку не удалось заполучить портрет его преданной подруги Уолли Нойзель из Музея Леопольда в Вене. Конфискованная нацистами у еврейского дилера в Вене в 1939 году, в 1997 году картина стала поводом для 13-летнего спора о возвращении ее наследникам. В тот момент портрет хранился в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а венский музей после решения суда вернуть его наследникам приобрел работу в 2010 году за $19 млн.

Шиле бросил Уолли и в 1915 году женился на Эдит Хармс, девушке из буржуазной семьи. Как и Уолли, Эдит стала героиней многих его портретов. Комини опровергает распространенное мнение, что Шиле женился из меркантильных соображений. «Я бы не сказала, что он «продался». Он был в поиске», — говорит она.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+