18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

От русских торгов в Лондоне по традиции ждут рекордов

Справка

24 ноября Сhristie’s, 10:30 и 14:30. Шедевры русского искусства
Sotheby’s, 18:00. Шедевры русского искусства
25 ноября Sotheby’s, 10:00. Русское искусство, дневные торги
Sotheby’s, 11:30. Современное искусство Востока
Sotheby’s, 14:30. Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже и иконы
Аукцион Максима Боксера, 19:00. Метафизика в русском искусстве
26 ноября MacDougall’s, 10:30. Русское искусство
Bonhams, 14:00. Русские торги

Еще…

Аукционные результаты 2014 года обещают быть рекордными во всех разделах, и в русском тоже. Летом в Лондоне Christie’s получил рекордную выручку — £24 млн; Sotheby’s шел ноздря в ноздрю и собрал £23,8 млн; Bonhams и MacDougall’s наторговали хоть и не рекордно, но достойно. Чтобы поддержать тренд, грядущая «русская неделя» просто обязана быть успешной.

Однако есть и осложняющие обстоятельства. Например, отсутствие предаукционных выставок. Если весной крупнейшие дома все же порывались привезти топлоты русских торгов в Москву, то нынешней осенью и порывов не предполагалось; лучшие полотна предстоящих торгов собирается в начале ноября показывать московским зрителям только MacDougall’s. Впрочем, предаукционные выставки вряд ли приносили домам большую выгоду и работали, скорее, на поддержание имиджа. Целевые покупатели на лучшие вещи давно известны, и они, несомненно, будут осведомлены о шедеврах заранее.

Классика

Самая внушительная — как минимум с точки зрения размера — работа предлагается на Sotheby’s. Это 6-метровой длины картина Константина Маковского, изображающая сцену героической смерти Ивана Сусанина. Полотно было закончено в 1914 году в парижской мастерской художника, который вскоре умер. До России картина так и не доехала и долго хранилась у внучки автора; в 1920‑х годах ее показывали на выставке в Лондоне. Полотно оценено в £1,5 млн, но может изрядно вырасти в цене.

Картины Ивана Айвазовского и спрос на них — один из китов рынка русского искусства. Конечно, бывают варианты: иногда, как в прекрасные докризисные времена начала 2000-х годов, спросом пользуется все, на чем стоит наклонная подпись великого мариниста; а иногда, как в прошлом зимнем сезоне, покупатели выбирают только самое-самое. На предстоящих торгах очередная махина Айвазовского (группа упитанных индейцев наблюдает с берега за прибытием кораблей Христофора Колумба) представлена у Bonhams; а вот MacDougall’s анонсировал также внушительную работу ученика Айвазовского, Льва Лагорио, — одновременно идиллический и драматичный Переход через горную реку (эстимейт £180–250 тыс.). Напротив,большие работы Ильи Репина редки на рынке — тем более достоин внимания Портрет Юлии Маковской на торгах MacDougall’s. И безусловно, один из главных лотов всей «русской недели» — Бахчисарай Бориса Кустодиева, написанный в 1917 году, когда художник ездил в Крым лечиться. Помимо редкости сюжета (это единственная известная картина из этой крымской поездки) и красоты колорита (сочетание горящих тонов закатного неба, освещенных окон — и сумерек, уже затопивших первый план), в пользу полотна говорит то, что оно принадлежало одной и той же семье на протяжении трех поколений. Картина оценена в £1,2–1,8 млн.

Авангард

Работы в этом самом востребованном разделе (то есть вызывающем интерес не только русских, но и западных коллекционеров) аукционные дома не спешат анонсировать широко: вначале с ними должны ознакомиться конкретные покупатели. Пока что на звание топ-лота «русской недели» претендует Портрет Александра Тихонова Юрия Анненкова. Этот портрет уже бывал на торгах: в 2007 году установил на Christie’s рекорд стоимости для своего автора — £2,3 млн. Подобные перепродажи очень показательны, так и проверяется реальный спрос на то или иное имя. Christie’s вот предполагает, что спрос на Анненкова растет: портрет предварительно оценен в £2,5–4,5 млн. И обязательно должен быть кто-нибудь из «Бубнового валета». В этот раз — Василий Рождественский и его Пейзаж с деревом (MacDougall’s, £150–250 тыс.) и Петр Кончаловский с Хоккеем на Патриарших прудах (Sotheby’s, £250–350 тыс.).

Модернизм

Если, отбросив опыт нашего искусствознания, пользоваться терминами западных аукционов («импрессионизм и модернизм», к примеру), можно запросто объединить в одну группу Портрет Сельмы Александер, жены Владимира Башкирова кисти Бориса Григорьева (MacDougall’s, эстимейт £200–300 тыс.) и Портрет мадемуазель Китаевой Николая Фешина (Christie’s, эстимейт £400–600 тыс.), тем более что этих авторов объединяет еще и тенденция роста цен, неуклонно стремящихся вверх и вверх.

А вот о работе Николая Калмакова стоит сказать отдельно. Обнаруженный MacDougall’s эскиз Триумф Жанны д’Арк — яркий пример русского символизма, запоздавшего по отношению к европейскому. В 1930 году, к 500-летию гибели французской героини на костре, Калмаков получил заказ на оформление часовни ее памяти. Сделал эскиз первой картины. Дальше по неизвестным причинам работа прервалась, и этот эскиз маслом на картоне остался единственным из запланированного цикла — что, наверное, должно оправдывать оценку в £300–500 тыс.

Совсем иное лицо русского символизма представляет Павел Челищев: на Sotheby’s будет его Портрет миссис Алан Рус, под взглядом которой сохнущие на веревках простыни превращаются в ангелоподобных существ (£200–300 тыс.). А Николай Рерихи вовсе стоит особняком: у него свой круг любителей и ценителей. С Рерихом ныне плотно ассоциируется Bonhams: это здесь полтора года назад Труды Богоматери были проданы за £7,9 млн — самая высокая цена, когда-либо достигнутая на русских торгах вообще. Сейчас Bonhams выставляет на продажу крупноформатную темперу Экстаз с изможденной фигурой аскета среди скал (эстимейт по запросу) и темперу небольшую, Дары (£400–600 тыс.).

Соцреализм и современное искусство

Справка

Параллельная программа

Музей Виктории и Альберта
Русский театральный авангард

До 25 января
Галерея Saatchi
Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада

26 ноября — 23 февраля
Галерея GRAD
Игра в аду. Первая мировая война в России

До 27 ноября
St. Petersbourg Gallery
Русский портрет XVIII–XIX веков

До 24 января
Gallery Elena Shchukina
Рожденный в СССР. Современный российский дизайн

До 28 ноября
Леонид Борисов. Уроки геометрии
До 16 января
Alon Zakaim Fine Art
Олег Целков. Alter Ego

До 28 ноября

Еще…

Искусство соцреализма — тренд нынешнего сезона. Sotheby’s продолжает сотрудничество с Международной конфедерацией союзов художников, полотна из собрания которой принесли на летних торгах столько денег и шума. Уже анонсированы работа Георгия Нисского В пути и полотно кисти Юрия Пименова (эстимейты пока не объявлены). Понемногу все аукционные дома включают в свои торги и современных русских художников, порой по какой-то собственной логике. Так, известный деятель «московского концептуального круга» Константин Звездочетов был обнаружен у Sotheby’s в программе аукциона Современное искусство Востока, равно как и лощеный петербургский классицист Георгий Гурьянов. Год назад наблюдался невероятный рост цен на Гурьянова — посмотрим, что покажет его Женщина на тракторе теперь.

Этим летом календарь «русской недели» пополнился еще одним проектом: Максим Боксер, московско-лондонский коллекционер и арт-дилер, решил устраивать небольшие тематические аукционы современного отечественного искусства. Первые торги, посвященные «русскому космизму», прошли успешно. Предстоящий аукцион называется «Метафизика в русском искусстве» и будет включать работы шестидесятников (Владимир Немухин, Оскар Рабин, Борис Свешников) и следующего поколения художников (Никита Алексеев, Игорь Макаревич, Гор Чахал). Начальная стоимость лотов на этих торгах принципиально невелика — от £500 до £10 тыс.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+