18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Девяносто девять прекрасных имен Аллаха

Выставка частной коллекции классического мусульманского искусства — событие в российской музейной жизни редкое, и пропустить его нельзя. Тем более когда речь идет о выдающемся по качеству и охвату материала собрании Фонда Марджани, получившем признание крупных специалистов-востоковедов. Созданный в 2006 году, фонд, по словам его председателя Рустама Сулейманова, назван в честь татарского богослова и историка Шихабутдина Марджани (1818–1889), оказавшего огромное влияние на формирование общественной, научной и религиозной мысли не только в мусульманской России, но и за ее пределами. Он сосредоточен на выставочных, издательских и образовательных мероприятиях в сфере культуры.

На выставке в отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина будет представлено 99 экспонатов — цифра, отсылающая зрителя к списку из 99 прекрасных имен Аллаха, содержащихся в Коране и сунне пророка Мухаммеда, а структура выставки дает возможность увидеть все составляющие исламской культуры IX–XIX веков. Научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина Кира Вязовикина рассказывает, что среди экспонатов будет представлен редчайший лист из рукописи Корана (Северная Африка или Ближний Восток, IX–X века) с тонким золотым узором в орнаментальных заглавиях сур и великолепным каллиграфическим исполнением текстов, особо почитаемый за то, что переписчиком этой рукописи считался четвертый праведный халиф Имам Али (656–661). Лист Корана на китайской бумаге с золотым крапом (Иран, вторая половина XV века) — это единственный манускрипт священной книги, написанный на бумаге с фигуративными изображениями (в данном случае — птиц, сидящих на ветках). Особый раздел выставки посвящен искусству исламской придворной миниатюры XIII–XVII столетий; здесь можно будет увидеть целые манускрипты и отдельные листы из рукописей, выполненных каллиграфами и художниками-миниатюристами из главных художественных центров сефевидского Ирана: Тебриза, Казвина, Шираза, Исфахана. Прекрасный пример раннеосманской живописи представляют миниатюры рукописи Хамсе Низами Ганджеви (Турция, 1490-е годы), где в образах древнеиранских шахов — героев поэм изображены султаны. Представительное собрание керамики IX2–XIV веков включает в себя произведения мастеров Месопотамии, Северного Афганистана, Ирана, Сирии, Золотой Орды, аналоги которых непросто найти в российских музеях. Эпоха монгольского завоевания повлияла на искусство, культуру и быт многих стран исламского мира — следы этого влияния заметны, к примеру, в прекрасно сохранившихся шелковых с золотой нитью мужских и женских халатах XIII–XIV веков. Среди экспонатов выставки и уникальные ковры, в частности — молитвенный ковер XVI века, вытканный в шахских мастерских для подарка турецкому султану, который хранил этот драгоценный дар в своей сокровищнице.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+