18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первая в России выставка дадаистов и сюрреалистов

Это первый в России большой проект, посвященный двум тесно связанным между собой движениям, определившим лицо искусства первой половины ХХ века. Дадаизм возник в 1916 году в кафе «Кабаре Вольтер» в Цюрихе в разгар Первой мировой войны как яростный протест собиравшихся там молодых художников и литераторов против буржуазного культурного истеблишмента, допустившего массовую бойню. «Конечно, война должна была кончиться. Но в 1916–1917 годах казалось, что она не закончится никогда. Отсюда отвращение и возмущение, которое распространялось на все формы современной цивилизации: ее базу, логику, язык», — вспоминал основатель дада Тристан Тцара. Дадаисты отказались от традиционных (читай: буржуазных) форм искусства, принесли в музеи массовые изделия вроде писсуара и сушилки для бутылок, объявив их произведениями искусства.

Но, как заметил Вернер Шпис, крупнейший исследователь творчества Макса Эрнста, эпатаж невозможно эксплуатировать слишком долго. На смену дада пришел сюрреализм, оформленный в движение манифестом его лидера Андре Бретона в 1924 году. Новое движение, продолжившее дадаизм (многие дадаисты вошли в него), взяло на вооружение его провокацию и абсурдизм, но было куда более консервативным в средствах (в частности, были реабилитированы живопись и скульптура).

Выставка построена преимущественно на произведениях 1920–1930-х годов, собранных несколькими коллекционерами еврейского происхождения. Деконструктивистское искусство дадаистов оказалось близко людям, пережившим холокост. Они покупали работы в 1940–1950-е годы, когда были еще живы художники и работы их не стоили заоблачно дорого. Начиная с 1951 года эти произведения дарились еврейскому государству, а в 1965 году, после создания Музея Израиля, коллекции перешли туда, продолжая пополняться.

В 1972 году известный итальянский историк искусства, культуролог и коллекционер Артуро Шварц подарил музею 13 реди-мейдов Марселя Дюшана. Это авторские реплики его классических работ, сделанные в 1964 году. Проект куратора эрмитажной выставки Адины Камиен-Каждан сфокусирован не только на показе таких хитов, как Фонтан и Сушилка для бутылок Дюшана, — здесь и «мерцы» (коллажи из обрывков газет и мусора) Курта Швиттерса, и Конструкции из дерева и металла Поля Йоостенса, напоминающие радиорупор на вышке, и картина Бал в Цюрихе Марселя Янко. Жоан Миро представлен картинами Лето и Птица, Ман Рэй — объектом Стол-палитра и ассамбляжем из пластмассовых бусинок Фортуна, Макс Эрнст — ранними картинами Четыре птицы и клетка и Лес. Представлен и Андре Бретон — чернильной зарисовкой нескольких фигур. Выставка выстроена как единая инсталляция, где и звезды, и почти забытые художники теперь на равных. Когда-то Макс Эрнст сказал, что дадаизм — это взрыв. Именно к такому впечатлению стремились и создатели выставки. Кстати, Manifesta 11, которая состоится в 2016 году в Цюрихе, будет посвящена столетию «Кабаре Вольтер».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+