18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нос клипера «Катти Сарк» снова украсит фигура юной ведьмы

№92
Материал из газеты

Гальюнную фигуру с «Катти Сарк» вернут к первоначальному замыслу — образу молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Tэм О’Шентер», чьим именем назвали знаменитое судно

Чайный клипер «Катти Сарк», спущенный на воду в 1869 году, был построен для того, чтобы победить в гонке судов, доставляющих на европейский рынок свежий урожай чая. Корабль назвали по имени молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шентер» — «смазливой девчонки», которая танцевала на шабаше в своей «короткой сорочке» (так название судна переводится с шотландского языка). Первоначально на носу корабля красовалась ровно такая юная соблазнительная фигура с развевающимися на ветру волосами.

С тех пор как в 1950-х «Катти Сарк» отреставрировали, поставили в сухой док и превратили в музей, его украшает более сдержанная носовая фигура, успевшая стать одной из достопримечательностей Гринвича и знакомая миллионам телезрителей по всему миру благодаря трансляциям лондонского марафона, участники которого пробегают мимо корабля. Однако недавно выяснилось, что фигура сгнила изнутри.

«Заметив, что на краю краска чуть пошла пузырями, мы сняли ее для обследования и быстро поняли, что проблема серьезная», — рассказывает Саймон Томпсон, заведующий хранением кораблей в Королевских музеях Гринвича. Решено было не реставрировать деревянную скульптуру, а заменить ее на более соответствующую оригинальному замыслу. Стоимость проекта, частично финансируемого за счет открытого сбора средств, составила £50 тыс. «В поисках подходящего мастера мы обращались за советом ко многим экспертам и раз за разом получали ответ, что нам нужен Энди Питерс», — рассказывает Томпсон.

Питерс известен на международном уровне как один из последних и самых искусных корабельных резчиков по дереву, хотя сам он подчеркивает, что раньше такие мастерские были в каждом порту и на каждой верфи. Впрочем, его собственная мастерская располагается вдали от моря, в оксфордширском городе Уотер­сток. Он по-прежнему работает исключительно вручную, используя традиционные техники. Почти десятилетие он трудился над «Гётеборгом», репликой шведского ост-индского корабля, для которого в числе прочего создал пятиметровую носовую фигуру в форме льва, вырезанную из 3 т древесины.

Питерс преклоняется перед мастерством Фредерика Хелльера, происходившего из знаменитой династии резчиков. Именно Хелльер создал оригинальную носовую фигуру для «Катти Сарк», голова которой была утрачена в шторме в 1870-х годах. Автором же дошедшей до нас версии стал Артур Левисон. «Он работал во времена, когда денег было мало, а ресурсы ограниченны», — говорит Питерс и добавляет, что «его отец был очень хорошим резчиком».

По счастью, у Питерса появилась возможность использовать набросок, сделанный для оригинальной фигуры. Он был недавно обнаружен в семейном архиве внучки Геркулеса Линтона, спроектировавшего и сам корабль, и носовую фигуру. «В поэме Бернса Тэм зачарован ее красотой, и я надеюсь, что моя версия будет ближе к оригиналу», — говорит Питерс. Этим летом созданная им фигура прибудет в Гринвич для финальной обработки древесины, покраски и золочения. Корабль уже давно пережил свой расчетный срок службы, составляющий всего несколько десятилетий. Есть надежда, что новая носовая фигура окажется не менее долговечной.  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+