18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пол для Колизея: археологи противостоят чиновникам

Эксперты считают неразумным закрывать уникальные подземные пространства амфитеатра и напоминают, что в стране есть объекты, более остро нуждающиеся в реставрации

Обнародованный план оборудовать в Колизее раздвижной пол вызвал волну критики со стороны ведущих археологов и искусствоведов. Споры вокруг этого предложения ведутся уже восемь лет, и теперь они достигли своего апогея — а вместе с ними и общее недовольство тем, как Министерство культуры управляет объектами наследия.

Эксперты, в том числе Роселла Реа, ранее занимавшая пост директора Колизея, обеспокоены как высокой стоимостью проекта в €15 млн, так и тем, что новый пол скроет подземную часть Колизея.

Проект предполагает создание решетки из легких деревянных реек, которая покроет гипогей — сеть подземных комнат и коридоров, в которых гладиаторы готовились к смертельной схватке. Рейки будут вращаться, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, и перемещаться по направляющим, открывая расположенные под ними подземные конструкции.

Гипогей добавили при императоре Домициане. Изначально он был покрыт полом, который сгнил после того, как в VI веке Колизей забросили. Раскопки XIX века обнажили подземные помещения, а в 2000 году в одном из концов здания построили концертную сцену.

В 2014 году министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал в своем твиттере, что одобрил предложение археолога Даниэле Манакорды восстановить арену полностью. План Манакорды вызвал волну критики, в том числе со стороны известного археолога Сальваторе Сеттиса, а в последнее время противников проекта стало еще больше. В интервью, вышедшем в марте в итальянской газете Il Fatto Quotidiano, Реа заявила, что средства лучше было бы потратить на реставрационные работы, разработку новых маршрутов для посетителей и очистку внешних стен Колизея.

Серджио Ринальди Туфи, ранее возглавлявший отделение археологии в Урбинском университете, рассказал The Art Newspaper, что из 133 римских амфитеатров в Италии и 252 в других частях бывшей империи Колизей обладает самой обширной сетью подземных помещений. «Это подземное пространство не имеет аналогов во всем мире, так зачем же его закрывать?» — говорит он.

Томазо Монтанари, искусствовед и член научного комитета при Министерстве культуры, считает, что этот проект служит ярким примером желания Франческини превратить объекты наследия в дойных коров. «Италия вкладывает огромные суммы в туристические достопримечательности, но не может позволить себе отреставрировать разрушающиеся церкви и выцветающие фрески, — пожаловался он The Art Newspaper. — Колизей — это последнее, на что мне пришло бы в голову тратить деньги».

Министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал на пресс-конференции, что после того, как новый пол площадью 3 тыс. кв. м будет готов, посетители получат возможность пройтись по арене и оценить «величественность памятника». Инженерное бюро Milan Ingegneria, отвечающее за проект, обещает, что система, которая должна быть установлена к 2023 году, будет обратимой — то есть позднее ее можно будет демонтировать.

«Я понимаю, что полемика будет, — рассказал Франческини. — Колизей — национальный памятник, и правильно, что мы обсуждаем его».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+