18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-мастерская Немухина в Прилуках станет частным музеем

№91
Материал из газеты

Мастерская, построенная лично художником возле дома 30 лет назад, сохранилась в нетронутом виде

Двухэтажный дом в деревне Прилуки Серпуховского района Московской области, где художник Владимир Немухин (1925–2016) провел детство, а впоследствии регулярно использовал его как летнюю мастерскую, обрел нового владельца. Последний намерен устроить здесь небольшой частный музей «второго авангарда».

Предприниматель и коллекционер Андрей Карпенко, особенно полюбивший творчество художников Лианозовской группы, и Немухина в частности, купил дом почти случайно. «В прошлом году мы проездом оказались в Прилуках, — рассказал он нашему изданию. — Это красивое подмосковное место с великолепным бором. Я поклонился дому Немухина. Затем мне стало интересно, сколько стоит купить здесь домик, и на сайте по продаже недвижимости я увидел этот самый дом!» Продавцом оказалась дочь художника, скончавшегося в 2016 году в возрасте 90 лет. Коллекционер приобрел сперва ее долю, а затем выкупил части, принадлежавшие другим родственникам Немухина (его род живет в Прилуках более 100 лет).

Мастерская, построенная лично художником возле дома 30 лет назад, сохранилась в нетронутом виде. Нет лишь картин — а вот вещи, составляющие быт всякого живописца, остались на месте. Не только мебель, но и инструменты, а также предметы, использовавшиеся для натюрмортов.

Пока идет разработка проекта музея. Карпенко планирует показывать здесь произведения из собственного собрания, а также приглашать других коллекционеров для устройства временных выставок. «Моя задача, — говорит он, — прежде всего сохранить мемориальность. Как бы мало ее ни осталось. Быть может, с учетом того, что мы сделаем здесь и жилые помещения, получится открыть и арт-резиденцию». 

Помимо Немухина, дом связан с именами его друзей и фигурирует в их работах, например в графической серии Оскара Рабина. «Те, кто сюда приезжал, отсюда уже не уезжали, — рассказывал о Прилуках сам художник в интервью, — поэтому в результате здесь образовался прилукский Барбизон неофициального искусства. Здесь жили Вечтомов, Рабин, Свешников. Плавинский тут снимал жилье. Мастеркова, когда тут появилась, уже ничего другого не хотела знать...» Неподалеку, кстати, стоит дом художника Вячеслава Калинина.

Здание, по словам Карпенко, требует ремонта: это самый старый дом в Прилуках, он построен в 1870-х годах. Первый этаж у него кирпичный, второй — деревянный. Нужно починить крышу и подвести коммуникации. «Хотя сортир во дворе, куда Немухин опускал свои бронзовые скульп­туры для скоростного патинирования, пожалуй, можно и сохранить как мемориальный объект», — говорит Карпенко. Открыть музей планируется к концу 2022 года, чтобы затем, в 2025-м, достойно встретить 100-летие художника. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+