18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло

№90
Материал из газеты

Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке

Для выставки «Парижане» в Ярославском художественном музее из собрания Инны Баженовой, московского коллекционера и основателя культурного фонда IN ARTIBUS, издателя газеты The Art Newspaper, были отобраны работы 12 художников. 
Нет нужды напоминать, что Париж на рубеже XIX–XX веков и в первой четверти ХХ века был мировой художественной столицей, куда стекались сотни творцов из разных стран, чтобы приобщиться к новому искусству и вдохнуть воздух свободы. Поэтому «парижане» — не столько географическое определение, сколько знак художественного качества.

Выставка охватывает период более чем в полвека. Самая ранняя работа здесь — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) знаменитого пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке. Разные «измы» представлены первыми именами: это и Сёра, и один из отцов кубизма Жорж Брак (в Ярославль едет его этюд букета в вазе), и Андре Дерен, лидер фовистов. Хотя на выставке нет произведений великого отца модернистского искусства Поля Сезанна, следы его влияния видны и в пейзажах Дерена, и в «Пейзаже с красными крышами» (около 1910) Андре Дюнуайе де Сегонзака. Продолжая ряд направлений, представленных на выставке, нельзя не упомянуть работы Пьера Боннара и Эдуара Вюйара, членов группы «Наби». В Ярославль также приедут работы самого знаменитого наивного художника — Таможенника Руссо, в том числе единственный написанный им зимний пейзаж. Отдельное место на выставке занимает ряд произведений Мориса Утрилло — художника, чьи виды Монмартра во многом создали «визуальный бренд» Парижа, завораживающий и призрачный образ города художников.

Работы из коллекции Инны Баженовой не первый раз показывают на публике. Помимо выставок в московском фонде IN ARTIBUS, посвященных разным периодам и сюжетам как мирового, так и русского искусства (сейчас здесь идет организованная совместно с московским Музеем Тропинина выставка «А это чей портрет?» — русская живопись XVIII — начала XIX века из коллекции музея и частных собраний, в том числе основательницы фонда), некоторые картины, отобранные для Ярославля, ранее побывали в таких музеях, как ГМИИ им. Пушкина и Музей Крёллер-Мюллер в Нидерландах. В 2018–2019 годах избранные произведения из коллекции Баженовой показали на передвижной выставке «Под одним небом» в Нижнем Новгороде, Уфе и Новосибирске. Сегодня, когда пандемия сделала невозможными или труднодостижимыми многие международные музейные проекты, да и само передвижение из страны в страну, выставка из частной коллекции, показывающая первые имена мировой живописи, дает отличный шанс виртуального путешествия в Париж, по важнейшим модернистским течениям. 

Ярославский художественный музей
Парижане. Французская живопись ХIХ–ХХ веков из коллекции Инны Баженовой
До 1 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+