18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей «Гараж» открыл новый выставочный сезон

№90
Материал из газеты

Несостоявшиеся проекты состоялись в «Гараже», а также видеоарт Давида Кларбаута и новое искусство российских художников и арт-групп

В Музее современного искусства «Гараж» открылись сразу три выставки: злободневная «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена», персональная «Невидимый звук» видеохудожника Давида Кларбаута и архивная «Настоящее время, несовершенный вид». Последняя посвящена шести несостоявшимся художественным проектам разного времени — с 1960-х до прошлого года. Идея выставки принадлежит главному куратору «Гаража» Екатерине Иноземцевой и Александре Обуховой, которая заведует музейным архивом современного российского искусства. Тема нереализованных замыслов — неотъемлемая часть жизни людей творческих профессий. У каждого из них есть свое кладбище проектов, которые не состоялись по воле обстоятельств или заказчика. Кроме того, «отмена» — одно из ключевых слов пандемичного 2020 года, когда выставка была задумана. В частности, завершает экспозицию в западной галерее «Гаража» оптимистичный эпилог с визуализацией выставки куратора из Новосибирска Петра Жеребцова для берлинской «Галереи в Зальбау», но отмененной из-за коронавируса. Оптимистичный — потому что проект планируется реализовать в прекрасном мире будущего, когда ограничения будут сняты, а границы открыты. 

Еще один подтекст выставки — это cancel culture («культура отмены», или «канселинг»), то есть практика осуждения или отказа от поддержки публичной персоны, столь распространившаяся на Западе в последние годы. С своим «канселингом» сталкивались и художники в Советском Союзе. Так, отказ от реализации проекта светозвукового оформления Кремля и Красной площади (по сути, прототип современной подсветки), подготовленного в 1968 году Франциско Инфанте, похоронил надежды на плодотворное сотрудничество власти и художника. 

Среди других нереализованных проектов  — план публикации каталога «Музея желаний» — фантазийных работ художниц, задуманной Наталией Каменецкой в 1990 году; подготовленная в 2003 году Еленой Селиной выставка для «Альфа Арбат Центра», которая могла бы стать крупнейшей и программной ретроспективой отечественной инсталляции; проекты Игоря Пяткина для «Шестигранника» и здания администрации Парка Горького, которые могли бы создать иную среду для музея «Гараж». Многие материалы и документы, сохранившие память об этих идеях, пополнили архив «Гаража», а на выставке частично реализованы благодаря необычным экспозиционным решениям архитектурного бюро Saga.  

Невозможно не обратить внимание на сценографию выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена», ее придумали в бюро «Новое». Зритель следует от произведения к произведению по стрелкам, словно в квесте, но одновременно будто бы двигаясь по танцполу — такой эффект создают светящиеся квадраты на приподнятых подиумах. В экспозиции кураторы Ярослав Воловод, Екатерина Лазарева и Екатерина Савченко собрали созданные за последние месяцы проекты 33 художников, предварительно выбрав их из более чем тысячи заявок. Здесь можно быть не просто наблюдателем, но и участником, так как многие работы интерактивны. На вернисаже невероятной популярностью пользовался лужок с козой («Козадоступа», группа «Архив»), проводницей благ цивилизации на Алтае. Можно также посмотреть на «Венецию рыб» как бы их глазами (Ася Володина) и проверить, много ли в вас от насекомого («ТСД.Н (Тестирование способности к деантропоцентрации. Насекомое)» Алиса Смородина и Алена Шаповалова).

На первом этаже под кураторством Валентина Дьяконова на выставке «Невидимый звук» показывают медитативный видеоарт Давида Кларбаута. В экспозицию вошли четыре работы, созданные им за последние десять лет. Нечто маленькое и обыденное — взрыв хлопушек с конфетти или же всплеск воды — обыграны художником так, что кажется, будто ничего важнее в этот момент не происходит в целой Вселенной. Этим проектом «Гараж» начинает серию из трех видеовыставок: в мае — июне в музее покажут Родни Грэма, а в июле — августе — Софию аль-Марию.

Музей «Гараж»

Настоящее время, несовершенный вид
До 8 августа

Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена
До 1 августа

Невидимый звук
До 2 мая

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+