18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Охта станет центром истории и туризма

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге планируют создать музей-заповедник

Многолетняя история борьбы петербургских градозащитников и экспертов ЮНЕСКО против строительства на Охтинском мысе высотной башни «Газпрома», похоже, близка к завершению. И хотя вопрос принадлежности этого участка петербургской земли все еще не решен, специалисты уже готовят проекты музеефикации территории Охтинского мыса.

На сайте главы российского государства официально опубликован перечень поручений, утвержденных по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря 2020 года. Под номером семь в нем фигурирует поручение Минкультуры РФ «рассмотреть совместно с Правительством Санкт-Петербурга и публичным акционерным обществом „Газпром“ вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и представить соответствующие предложения». Определен срок выполнения поручения — 1 мая этого года.

Напомним, что история бурной дискуссии за и против строительства на Охтинском мысе насчитывает уже 15 лет — с момента, когда этот участок приобрело ОАО «Газпром нефть» для постройки общественно-делового «Охта-центра» со штаб-квартирой «Газпрома». Обсуждение, быстро превратившееся в международный скандал, началось в ноябре 2006 года, когда на конкурсе в Академии художеств были представлены проекты будущего «Охта-центра», предполагавшие высотную застройку. Трое из четырех архитекторов: Норман Фостер, Кисё Курокава и Рафаэль Виноли, заявив, что строительство небоскребов в этом месте разрушит сложившуюся историческую перспективу, демонстративно вышли из жюри. По итогам голосования победителем стало британское архитектурное бюро RMJM London.

Но уже в декабре 2006 года ЮНЕСКО заявило, что Россия не согласовала проект с Комитетом по всемирному наследию (исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников с 1990 года входят в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО). И по 2009 год включительно ЮНЕСКО на международном уровне противостояло идее строительства небоскреба на Охтинском мысе, а в самом Петербурге почти беспрерывно проходили митинги, марши и другие массовые акции противников «Охта-центра». После того как в 2010 году городские власти приняли решение приостановить проект, «Газпром» перенес небоскреб на Лахту, но и от застройки Охты не отказался.

Тогда на первый план общественной дискуссии вышла тема археологии. С 2006 по 2011 год на Охтинском мысе, в соответствии с российскими законами, велись масштабные археологические раскопки, заказанные и оплаченные «Газпромом». Почти шесть лет Петербургская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН под руководством Петра Сорокина вела исследования. Было изучено более 40 тыс. кв. м территории, обнаружен ряд уникальных археологических памятников неолита, эпохи раннего металла, Средневековья, Нового времени. Многие исследователи сравнивали находки на Охте с открытием Трои.

Несмотря на выдающиеся результаты раскопок, «Газпром» планировал застроить всю территорию мыса. Началась череда судебных процессов, большинство из которых высказалось за сохранение Охтинского мыса как памятника истории и культуры. Теперь эту позицию подтвердило и решение президента РФ.

«Музей-заповедник — настоящее спасение для многострадального Охтинского мыса, — считает Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. — Мы сможем показать не только предметы, хранящиеся в музее, но и остатки построек и получим уникальное место, которым не может похвастать ни один мегаполис».

Как рассказал Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), с тех пор как президент высказался в пользу заповедника, ведущие архитекторы Северной столицы стали работать над концепцией.

«На сегодняшний день такая концепция подготовлена и направлена в Минкультуры, — сообщил Кононов. — Ведомству совместно с администрацией Петербурга и „Газпромом“ поручено заниматься подготовкой проекта, а мы продолжим дискуссию в профессиональном сообществе».

Концепция археологического парка «Допетровский Петербург» была разработана архитектурным бюро «Студия-17» под руководством Святослава Гайковича и Михаила Ольдерогге. В нем планируется показывать не только фрагменты стоявших здесь крепостей, но и всю историю региона, которая, благодаря раскопкам, открылась до V тысячелетия до н.э. Но прежде всего, по мнению Святослава Гайковича, сейчас важно определить статус Охтинского мыса.

«Государство должно изыскать средства на выкуп этого места у „Газпрома“, и только тогда можно говорить о будущем, — считает Гайкович. — Мы при подготовке концепции ознакомились со всеми предыдущими проектами, учли результаты археологических раскопок и исторических изысканий. Будущий объект может стать дополнительным центром массового туризма, и все это место достойно международного конкурса, который, надеюсь, будет впоследствии организован».

Петербургское отделение ВООПиК уже обсудило вопросы создания музея-заповедника на Охтинском мысе в ходе совместного заседания с Петербургским отделением Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). В ближайшее время эксперты обеих организаций передадут свои предложения по концепции и составу рабочей группы в Министерство культуры.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+