18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Охта станет центром истории и туризма

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге планируют создать музей-заповедник

Многолетняя история борьбы петербургских градозащитников и экспертов ЮНЕСКО против строительства на Охтинском мысе высотной башни «Газпрома», похоже, близка к завершению. И хотя вопрос принадлежности этого участка петербургской земли все еще не решен, специалисты уже готовят проекты музеефикации территории Охтинского мыса.

На сайте главы российского государства официально опубликован перечень поручений, утвержденных по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря 2020 года. Под номером семь в нем фигурирует поручение Минкультуры РФ «рассмотреть совместно с Правительством Санкт-Петербурга и публичным акционерным обществом „Газпром“ вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и представить соответствующие предложения». Определен срок выполнения поручения — 1 мая этого года.

Напомним, что история бурной дискуссии за и против строительства на Охтинском мысе насчитывает уже 15 лет — с момента, когда этот участок приобрело ОАО «Газпром нефть» для постройки общественно-делового «Охта-центра» со штаб-квартирой «Газпрома». Обсуждение, быстро превратившееся в международный скандал, началось в ноябре 2006 года, когда на конкурсе в Академии художеств были представлены проекты будущего «Охта-центра», предполагавшие высотную застройку. Трое из четырех архитекторов: Норман Фостер, Кисё Курокава и Рафаэль Виноли, заявив, что строительство небоскребов в этом месте разрушит сложившуюся историческую перспективу, демонстративно вышли из жюри. По итогам голосования победителем стало британское архитектурное бюро RMJM London.

Но уже в декабре 2006 года ЮНЕСКО заявило, что Россия не согласовала проект с Комитетом по всемирному наследию (исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников с 1990 года входят в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО). И по 2009 год включительно ЮНЕСКО на международном уровне противостояло идее строительства небоскреба на Охтинском мысе, а в самом Петербурге почти беспрерывно проходили митинги, марши и другие массовые акции противников «Охта-центра». После того как в 2010 году городские власти приняли решение приостановить проект, «Газпром» перенес небоскреб на Лахту, но и от застройки Охты не отказался.

Тогда на первый план общественной дискуссии вышла тема археологии. С 2006 по 2011 год на Охтинском мысе, в соответствии с российскими законами, велись масштабные археологические раскопки, заказанные и оплаченные «Газпромом». Почти шесть лет Петербургская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН под руководством Петра Сорокина вела исследования. Было изучено более 40 тыс. кв. м территории, обнаружен ряд уникальных археологических памятников неолита, эпохи раннего металла, Средневековья, Нового времени. Многие исследователи сравнивали находки на Охте с открытием Трои.

Несмотря на выдающиеся результаты раскопок, «Газпром» планировал застроить всю территорию мыса. Началась череда судебных процессов, большинство из которых высказалось за сохранение Охтинского мыса как памятника истории и культуры. Теперь эту позицию подтвердило и решение президента РФ.

«Музей-заповедник — настоящее спасение для многострадального Охтинского мыса, — считает Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. — Мы сможем показать не только предметы, хранящиеся в музее, но и остатки построек и получим уникальное место, которым не может похвастать ни один мегаполис».

Как рассказал Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), с тех пор как президент высказался в пользу заповедника, ведущие архитекторы Северной столицы стали работать над концепцией.

«На сегодняшний день такая концепция подготовлена и направлена в Минкультуры, — сообщил Кононов. — Ведомству совместно с администрацией Петербурга и „Газпромом“ поручено заниматься подготовкой проекта, а мы продолжим дискуссию в профессиональном сообществе».

Концепция археологического парка «Допетровский Петербург» была разработана архитектурным бюро «Студия-17» под руководством Святослава Гайковича и Михаила Ольдерогге. В нем планируется показывать не только фрагменты стоявших здесь крепостей, но и всю историю региона, которая, благодаря раскопкам, открылась до V тысячелетия до н.э. Но прежде всего, по мнению Святослава Гайковича, сейчас важно определить статус Охтинского мыса.

«Государство должно изыскать средства на выкуп этого места у „Газпрома“, и только тогда можно говорить о будущем, — считает Гайкович. — Мы при подготовке концепции ознакомились со всеми предыдущими проектами, учли результаты археологических раскопок и исторических изысканий. Будущий объект может стать дополнительным центром массового туризма, и все это место достойно международного конкурса, который, надеюсь, будет впоследствии организован».

Петербургское отделение ВООПиК уже обсудило вопросы создания музея-заповедника на Охтинском мысе в ходе совместного заседания с Петербургским отделением Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). В ближайшее время эксперты обеих организаций передадут свои предложения по концепции и составу рабочей группы в Министерство культуры.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+