18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Ар-нуво: последний большой стиль или предвестник авангарда?

Это первая столь масштабная выставка французского ар-нуво в Париже с 1960 года. В экспозиции — более двухсот знаковых образцов настоящего большого стиля после барокко и классицизма. На рубеже XIX–XX веков ар-нуво захватило практически все искусства и близлежащие сферы человеческой деятельности — от архитектуры, живописи, скульптуры до дизайна интерьеров, мебели, книжной графики и моды. Кураторы парижской выставки сфокусировались на новаторстве ар-нуво, выведя его в название — «Декоративная революция». И оно вполне оправданно: ведь основным пафосом нового стиля стал отказ от канонов классицизма, ограничивающих творческую свободу художника. Классический ордер, прямые линии сметены буйными растительными формами и цветами, раздвинуты сами границы эстетического: художники ар-нуво не делали никакой разницы между художественным и утилитарным в своих произведениях.

Экспонаты для выставки кураторы тоже подбирали с прицелом на новаторство. Это произведения художников, стоявших у истоков стиля, причем в самых разных областях искусства. Это и живопись (Эдуар Аман-Жан, Луи Вельден Хокинс, Жорж Клерен), и скульптура (Эктор Лемер, Морис Буваль, Эмманюэль Вилланис), конечно же, стекло Эмиля Галле и Эктора Гимара, керамика Дома Фрера и Люсьена Хирца, афишы и плакаты (Рене Поль-Эрманн, Альфонс Муха, Поль Бертон, Анри Эванпоэль), великолепная мебель работы Эмиля Галле и Луи Мажореля. Ар-нуво достиг своего пика между 1890-ми и 1905-ми годами, быстро став основой для серийного производства буквально всего в промышленных масштабах, особенно после Парижской всемирной выставки 1900 года.

Казалось, триумф был полный и надолго, однако все чаще стали раздаваться голоса критиков ар-нуво, обвинявших его в аморфности и декоративизме. К началу Первой мировой войны он стал сходить на нет: прихотливые линии сменились геометрично резкими и динамичными — на смену ар-нуво пришел ар-деко, расцвет которого пришелся уже на 1920-е годы. Увидеть эту эволюцию, перетекание одного стиля в другой, можно здесь же, в Пинакотеке. Одновременно с «Ар-нуво. Декоративная революция» проходит ретроспективная выставка «Тамара Лемпицка — королева ар-деко», демонстрирующая, как происходил это процесс перерождения.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+