18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Конфликт вокруг тоннеля под Стоунхенджем разгорается

Тоннель, призванный убрать автомобильную дорогу под землю и вернуть ландшафту исторический вид, может нарушить археологическую целостность территории

Археологи, ведущие раскопки неподалеку от Стоунхенджа, недавно обнаружили на территории знаменитого археологического комплекса останки доисторических людей и древние артефакты. Эти находки подлили масла в огонь конфликта вокруг строительства нового тоннеля, которое, как теперь очевидно, может сильно нарушить местный археологический ландшафт.

Ученые нашли в числе прочего обожженный кремень, желобковую керамику, оленьи рога и человеческие захоронения. В одной из могил находились косточки уха ребенка и глиняный горшок, в другой — останки женщины, умершей в возрасте от 20 до 40 лет и похороненной с необычным объектом из сланца, возможно частью оружия вроде палицы.

Эти находки, датируемые эпохой позднего неолита и бронзовым веком, были обнаружены благодаря уникальной системе из 1777 шурфов и 440 траншей на участке, простирающемся на 2 км к востоку и к западу от Стоунхенджа, как в границах археологического комплекса, на территории которого он находится, так и за его пределами. Обнаруженные артефакты пока что поместили в хранилище в Солсбери, но позднее они войдут в экспозицию местного музея.

Раскопки велись в рамках подготовки к строительству трехкилометрового тоннеля, в который должна уйти автодорога A303, сейчас пролегающая буквально в 200 м от Стоунхенджа. Это двухполосное шоссе входит в пятерку самых загруженных в Британии. Благодаря тоннелю посетители памятника больше не будут видеть автомобили и слышать их шум. Стоимость проекта составляет $2,2 млрд.

Комиссия «Историческая Англия» высказалась в поддержку проекта, поскольку он «вернет ландшафту единство», которое сейчас нарушает шоссе. Однако ЮНЕСКО выразило опасения, заявив, что и тоннель и дорога «неблагоприятно скажутся на выдающейся универсальной ценности этой территории».

«Дорога спланирована таким образом, чтобы избежать прямого воздействия на памятники, а масштаб археологических работ и мер по минимизации воздействия на окружающую среду беспрецедентен. Количество проводимых нами проверок радикально превышает то, что обычно делается на этой стадии подготовки к дорожным работам», — утверждает Дэвид Баллок, руководящий проектом реконструкции A303 в Управлении автодорог Англии.

После того как правительство одобрило строительный проект в ноябре 2020 года, группа активистов «Спасем объект всемирного наследия Стоунхендж» попыталась оспорить это решение через суд. В декабре протестующие собрались у Стоунхенджа на акцию «массового незаконного проникновения», чтобы привлечь внимание к проблеме. В результате комиссия «Английское наследие» временно закрыла вход на территорию памятника. Противники проекта боятся, что строительство тоннеля нанесет урон древнему археологическому комплексу, который, как показали новые раскопки, отнюдь не ограничивается стоящими на поверхности земли камнями.

Раскопки в рамках подготовки к строительству тоннеля должны возобновиться в конце весны и продлиться 18 месяцев.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+