18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Умер галерист Сергей Тарабаров

В Москве после тяжелой болезни скончался Сергей Тарабаров, один из первых российских галеристов и главный пропагандист наивного искусства. Ему было 65 лет

Галерея наивного искусства «Дар», директором которой стал Сергей Тарабаров, возникла в 1990 году на базе Центра современного искусства на Якиманке. Ее куратором первое время была искусствовед Ксения Богемская, авторитетный эксперт по наивному искусству, одна из первых, кто начал рассматривать творчество народных художников-любителей как особый эстетический феномен. За 12 лет своего существования галерея осуществила более 120 выставок, сотрудничая и с музеями, и с частными коллекционерами, участвовала в ярмарках и Международной триеннале наивного искусства в Братиславе. Показала практически всех звезд этого направления, таких как Стефания Базыленко, Елена Волкова, Павел Леонов, Любовь Майкова, Катя Медведева, Василий Романенков, Александр Суворов.

С 1997 года Сергей Тарабаров активно сотрудничал и с современными художниками, в их числе Андрей Бартенев, Константин Батынков, Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Нина Котел, Владимир Котляров (Толстый), Сергей и Владимир Мироненко, Татьяна Назаренко, Илья Пиганов, Александр Пономарев. Именно в стенах «Дара» в 1998 году состоялась одна из самых громких и экстравагантных акций 1990-х, связанная с очередным витком дискуссии вокруг Мавзолея, — Юрий Шабельников и еще несколько художников представили публике огромный бисквитный торт в виде тела Ленина, который при большом стечении публики был съеден.

Сергей Тарабаров был инициатором множества необычных проектов, иногда с политтехнологическим подтекстом — как «Народный музей яблока», связанный с предвыборной кампанией партии «Яблоко», или совершенно аполитичных — как проект «Визитки», в результате которого галерист стал обладателем коллекции уникальных рисованных автографов-визиток современных художников.

В 2003 году Сергей и его жена Евгения основали Общественный фонд наивного искусства «Остров Тарабаров», а галерея переехала в виртуальное пространство. Среди проектов, над которыми работал Сергей Тарабаров, — создание энциклопедии и музея российского наивного искусства. На своем сайте Сергей Тарабаров характеризовал себя следующим образом: «не ангажированный, толерантный, независимый и наивный (то есть свободный от образовательных, профессиональных, корпоративных и т.п. стереотипов) собеседник». И это было правдой.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+