18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сокровища графики и кусочек масла

№87
Материал из газеты

Среди ленинградских коллекционеров искусства часто встречались личности незаурядные, но Петр Корнилов выделялся даже в таком окружении

Два года назад галерист Ильдар Галеев придумал интересную кураторскую концепцию, когда посвятил выставку ленинградскому искусствоведу и писателю Всеволоду Петрову и художникам, с которыми тот дружил и о которых писал. Теперь предстоит выставка о другом ленинградском искусствоведе — Петре Корнилове (1896–1981) — и о его превосходном собрании графики отечественных художников, в основном современников коллекционера. Отметим, что в этом случае в планы вмешалась пандемическая реальность: каталог увидел свет до открытия самой выставки, которую пришлось передвинуть на начало 2021 года.

Петр Корнилов дружил с художниками и старше себя — Вениамином Белкиным, Георгием Верейским, Дмитрием Митрохиным, Павлом Шиллинговским, и с представителями своего поколения — Юрием Великановым, Константином Рудаковым, Соломоном Юдовиным. Одна коллега как-то назвала Петра Евгеньевича «другом всех художников».

Он не был коренным петер­буржцем. Родился в Симбирске, в семье повара гостиницы. В том же году Корниловы переехали в Казань, которая и стала, по существу, малой родиной Петра Евгеньевича. После революции 1917 года студент Константиновского межевого института пошел работать в Культпро­свет при казанском Совете депутатов и с этого времени связал свою жизнь со сферой искусства. В 1921-м он стал сотрудником Центрального музея Татарской АССР; год спустя его направили учиться в Петроградский университет на отделение археологии и искусства. Окончив его, Корнилов продолжил трудиться в казанском музее: создал там отделы гравюр и древнерусского искусства, реорганизовал научную библио­теку, провел три десятка выставок графики современных художников. Бывая в археологических экспедициях в Термезе, Корнилов завязал научные связи в Средней Азии и даже одно время работал замдиректора Бухарского государственного музея. А в 1932 году художник Всеволод Воинов, уходя с должности заведующего отделом графики Русского музея, рекомендовал поставить своим преемником именно Петра Корнилова. И тот навсегда стал ленинградцем. Отдел графики ГРМ он возглавлял до 1954 года, а еще на протяжении 30 лет преподавал в ИнЖСА им. Репина и ЛВХПУ им. Мухиной. Работал и в НИИ Академии художеств, где в 1930-х сформировал кабинет графики. К этому в придачу Корнилов был еще и страстным библиофилом, занимался экслибрисами. 

Все эти грани личности Корнилова отразились на страницах каталога. В книге опубликованы репродукции графических работ без малого 90 художников, входивших в круг его интересов. Ильдар Галеев, составитель каталога, сопроводил графику современников Корнилова материалами из его архива. Работы проиллюстрированы письмами Давида Бурлюка, Максимилиана Волошина, Владимира Милашевского, Анны Остроумовой-Лебедевой. Неменьший интерес представляют короткие, но выразительные мемуары самого Корнилова.

В издание включены биографическая хроника и библиография — свыше 300 публикаций за 60 лет научной работы. Специальная статья Ольги Улемновой посвящена деятельности Корнилова в Казани. Напечатаны и воспоминания: о нем подробно написала внучка Наталия, а также — в разное время — Дмитрий Лихачев и Борис Пиотровский, Владимир Конашевич и Дмитрий Митрохин. Все они говорят о порядочности и всегдашнем стремлении Корнилова прийти на помощь; не зря ведь Воинов в сонете-акростихе, посвященном другу, употребил выражение «облик благородный».

Особенно это проявилось во время блокады города. Корнилов тогда не только проводил регулярные семинары в ленинградском Доме ученых, но и помогал, чем мог, друзьям и коллегам. Приведем фрагмент из его собственных воспоминаний: «Митрохин потерял Алису Яковлевну (речь о жене художника, известной керамистке Брускетти-Митрохиной. — TANR), остался одиноким и совершенно неприспособленным к жизни. Мне было трудно бывать у него из-за большого расстояния. Но все-таки изредка я навещал его. Однажды принес ему несколько поленьев дров и передал небольшой кусочек масла. Застал его посиневшим, осунувшимся, в холодной комнате. К сожалению, большего я сделать ничего не мог». Как знать, возможно, такая скромная поддержка «друга всех художников» спасла жизнь Митрохину и иным. Рассматривая каталог, хорошо бы помнить и об этом качестве Петра Корнилова. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+