18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Завершается реставрация в квартире, где родился и жил Иосиф Бродский

№86
Материал из газеты

Двадцатилетняя история близится к финалу, хотя коммунальная квартира по-прежнему расселена не полностью

К концу ноября — началу декабря реставрационные работы в бывшей коммунальной квартире в доме Мурузи на Литейном проспекте окончатся. Это финальный этап истории, длящейся более 20 лет. Организаторы проекта рассчитывают уже в начале следующего года принимать экскурсии в помещении музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского». 

«Мы взяли курс на точную реставрацию с сохранением максимальной подлинности, — рассказывает Михаил Мильчик, искусствовед, председатель совета Фонда создания музея Иосифа Бродского, друг поэта. — Самую большую и сложную задачу — возвращение исторических полов в полутора комнатах — мы уже выполнили, сохранив буквально до сантиметра все фрагменты паркета, так что пол выглядит как при Бродских. Утраченные элементы воссоздали, но они другого цвета, и посетители сразу смогут отличить, где подлинное, а где замена».

Ранее фонд при поддержке властей города выкупил у прежних владельцев почти все комнаты (кроме одной, которую до сих пор занимается бывшая соседка поэта) в надежде сделать здесь музей-квартиру. Но в силу разных причин эту мечту долго не удавалось осуществить. Два года назад квартиру, соседнюю с коммуналкой Бродских, выкупил девелопер Максим Левченко. Он предложил кардинально иное решение проблемы: объединить две квартиры в единое пространство, частью которого станет музей. Левченко удалось найти общий язык с фондом и договориться о совместной работе; он же взял на себя все финансовые расходы. Весной прошлого года Максим Левченко учредил и возглавил частное учреждение культуры «Музей „Полторы комнаты Иосифа Бродского“». Автором окончательного варианта проекта реставрации, реконструкции и приспособления двух квартир стал московский архитектор Александр Бродский.

Из-за того, что в одной из комнат живет бывшая соседка, статус всей исторической квартиры не изменился: это по-прежнему коммуналка. Сейчас соседку от музея отделяют надежные перегородки.

В мемориальном пространстве уже выполнены основные реставрационные работы: проведена очистка полов, стен, дверных и оконных проемов, завершается реставрация потолочной лепнины, отреставрирован паркет. Стенам и лепным настенным панелям в комнате родителей поэта возвращена историческая окраска. В комнате же самого Иосифа Бродского колер, который был там при его жизни, не сохранился. Но реставраторам удалось расчистить стены до момента постройки дома, и было решено воссоздать оригинальную покраску на своего рода шторах — их можно будет приподнять, чтобы посетители могли увидеть, как выглядели эти стены в конце XIX века.

В частной квартире Максима Левченко завершается ремонт и приспособление пространства. Здесь предполагается открыть библиотеку, небольшой зал для разного рода мероприятий. Отсюда же можно будет пройти в музей.

Что касается наполнения последнего, то принято решение не восстанавливать прежнюю обстановку. Но посетитель все-таки сможет увидеть, как выглядели эти комнаты при жизни поэта. Для этого нужно будет нажать кнопку на пульте управления — и проектор воспроизведет увеличенные исторические фотографии. Есть также предварительная договоренность с музеями Анны Ахматовой и истории Санкт-Петербурга, что те, при условии выполнения необходимых требований, передадут во временное пользование «Полутора комнатам» некоторые подлинные вещи Бродских: письменный стол, шкаф, книжную полку. Когда будут установлены сигнализация и система контроля температурно-влажностного режима, Музей Анны Ахматовой планирует передать сюда, также временно, второй американский кабинет нобелевского лауреата. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+