18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн

«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс

Изображающая Марию Магдалину картина, недавно атрибутированная Джан Джакомо Капротти да Орено, соавтору Леонардо да Винчи, также известному как Салаи, была продана на торгах парижского аукционного дома Artcurial за рекордные для художника €1,7 млн ($2 млн с комиссией) при эстимейте €100–150 тыс. Ранее выполненную маслом на доске работу, созданную между 1515 и 1520 годами, приписывали кисти Джампетрино. Ее купил американский коллекционер, одержавший победу в ожесточенной борьбе в формате телефонных ставок.

Салаи был бедным ребенком из рабочей семьи и, как известно из дневников да Винчи, поступил в мастерскую знаменитого художника в возрасте всего десяти лет, когда Леонардо было уже под 40. Судя по всему, кудрявый красавец Салаи в равной степени раздражал и очаровывал да Винчи: в своих дневниках тот писал, что молодой художник «вор, лжец, упрямец и обжора». Так и появилось прозвище «Салаи», что переводится как «дьяволенок».

Но да Винчи прощал его прегрешения, и Салаи провел с ним более 25 лет до самой смерти Леонардо в 1519 году, выполняя роль финансового управляющего, модели (считается, что именно он изображен на картине «Иоанн Креститель»), агента и компаньона во всех поездках. Кроме того, Салаи продолжал заниматься живописью и в 1515 году начал преподавать в мастерской. Именно Салаи Леонардо оставил «Мону Лизу».

На сегодняшний день известны всего четыре или пять картин Салаи, а авторство проданной на аукционе установила искусствовед Кристина Геддо из Милана.

Французский специалист по творчеству старых мастеров и консультант Artcurial Эрик Тюркен рассказал агентству France-Presse: «Эта картина — по-настоящему неожиданное открытие. Ее владелец, которому она досталась за весьма скромную сумму, передал нам ее на продажу <…> без атрибуции». Тюркен добавляет: «Мы нашли отпечатки пальцев: художник прижал свой большой палец к свежей краске, что характерно для техники Леонардо и Салаи».

В видеоролике аукционного дома Геддо рассказывает, что ей удалось сделать это открытие благодаря картине Салаи «Голова Христа Спасителя» с подписью «Салаи» и датировкой — 1511 год, недавно переданной в коллекцию Амброзианской пинакотеки в Милане. «Это единственная его подписанная работа, появившаяся за последние 500 лет, — говорит Геддо. — Лицо Христа из Амброзианы позволяет провести точные параллели благодаря невероятному сходству и соответствующим элементам… лиц этой Марии Магдалины и миланского Христа».

Геддо добавляет, что техника, в которой создана картина, «чрезвычайно близка к технике мастера… что редко встречается у других его учеников — леонардесков». Она приводит в пример то, как Салаи не только использует характерное сфумато Леонардо, но и наносит множество тонких слоев разбавленной краски один на другой, создавая утонченный эффект «постепенного перехода от света к тени, невероятно близкий к технике Леонардо».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+