18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе

Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу

Представители международного сообщества всерьез обеспокоены судьбой христианских памятников культурного наследия, которые, в соответствии с трехсторонним заявлением по Нагорному Карабаху, передаются Азербайджанской Республике.

Эксперты обращают внимание на то, что на территориях, полученных Азербайджаном, расположены десятки памятников как христианской, так и античной культуры. Помимо монастыря Дадиванк, это и античное городище Тигранакерт, и церковь Ванкасар близ него (Агдамский район), и монастырь Цицернаванк (Лачинский район), и перешедшие под контроль азербайджанской стороны в результате военных действий руины церкви Охты Дрни в Мохренисе (Гадрутский район), церковь монастыря Гтчаванк (Гадрутский район), монастырь Амарас (Ходжавендский/Мартунинский район), церковь Казанчецоц (Шуша/Шуши) и другие. Особенную обеспокоенность вызывает судьба фресок с армянскими надписями и крестов-хачкаров.

Президент России Владимир Путин подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь и получил заверения президента Азербайджана Ильхама Алиева, что «именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона». Знаменитый карабахский монастырь Дадиванк 15 ноября был взят под охрану российскими миротворцами. Однако, как долго российские войска будут оставаться на этой территории, неизвестно, район должен быть передан Азербайджану к декабрю.

Открытое письмо к президенту РФ составило общественное движение «Архнадзор». В нем эксперты в сфере наследия, кавказоведы и градозащитники просят по возможности распространить миротворческий мандат на те христианские памятники, которые оказались с внешней стороны линии разграничения противников, как это было сделано в Дадиванке. «Понимаем сложность реализации этого предложения. Однако Россия в 2016–2017 годах уже осуществила эффективную миссию по спасению объектов культурного наследия, оказавшихся в опасности на территории Сирии», — гласит обращение экспертов, в числе которых византинист Алексей Лидов, члены общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов и Рустам Рахматуллин, архитектор Юрий Аввакумов, искусствовед Екатерина Гладышева и многие другие.

Однако проблема, несомненно, требует международного внимания. С открытым письмом о судьбе наследия Нагорного Карабаха в ЮНЕСКО обратились крупные общественные деятели, среди которых художник Максим Атаянц, филантроп Рубен Варданян, певец Борис Гребенщиков, дирижер Теодор Курентзис, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева Елизавета Лихачева, певица Миранда Мирианашвили, кинорежиссер Александр Сокуров, телеведущая Сати Спивакова, архитектор Сергей Чобан. В письме они вспоминают о событиях середины 2000-х годов, когда в Нахичеванской автономной республике были уничтожены несколько сотен средневековых армянских хачкаров (камней-крестов), святынь Джульфинского кладбища, которое еще до разрушения было включено в список культурного наследия ЮНЕСКО (искусство создания хачкаров в 2010 году включили в список нематериального культурного наследия человечества). «Мы просим ЮНЕСКО использовать весь свой авторитет и полномочия для спасения памятников христианского культурного, художественного и архитектурного наследия Нагорного Карабаха», — говорится в письме.

В движение в защиту памятников уже включился Метрополитен-музей, где в 2018 году проходила выставка «Армения!».

«Мы умоляем всех, кто причастен к этому, с уважением относиться к объектам международного культурного наследия, которые на протяжении тысячелетий обогащают наш мир. Утрата объектов культурного наследия является безвозвратной и представляет собой вопиющую кражу у будущих поколений», — говорится в совместном заявлении руководителей Метрополитен-музея — президента и исполнительного директора Дэниела Вайса и директора Макса Холляйна.

Материалы по теме:
Крест животворящий
Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+