18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Шереметевском дворце показывают проект о Дягилеве и его круге

№86
Материал из газеты

Выставка задумана как часть XI Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.», посвященного наследию Ballets Russes. Экспозиция рассказывает о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио в круговорот его бурной деятельности

Идея показать Сергея Дягилева, человека феноменальной контактности, через портреты его современников, людей его круга лежит на поверхности. Он первооткрыватель. Первый русский куратор художественных выставок, показавший старые иконы, фамильные портреты дворян XVIII века из захиревших усадеб, современных скандинавских и русских художников. Первый русский балетный продюсер, пригласивший композиторов Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского, художников Джорджо Де Кирико, Михаила Ларионова, Пабло Пикассо. Великий импресарио, сделавший «Русские сезоны» синонимом балета. 

Задача Натальи Метелицы, куратора выставки «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», директора Музея театрального и музыкального искусства, бессменного руководителя и мотора фестиваля, состояла в том, чтобы в стиле самого Дягилева собрать не только портреты хорошо известные, сразу погружающие в эпоху, но и незнакомые широкой публике. Привлечь не только большие столичные музеи, но и регионы, а также западные собрания, в том числе частные. Подключить спонсоров, главным стал Банк ВТБ.

В итоге пересеклись судьбы двух десятков российских институций, в том числе большой четверки — ГМИИ им. Пушкина, ГРМ, ГТГ, Эрмитажа. А также Отдела наследия Chanel, Музея Тиссен-Борнемиса, Национальной галереи современного искусства Турина, Художественного музея Руана, Центра Помпиду, частных галерей и коллекционеров из Бельгии, Италии, России, Франции. Не говоря уже про собственные фонды Театрального музея. Показано более 120 портретов, включая весь русский художественный иконостас: Константина Коровина, Валентина Серова, Константина Сомова, Илью Репина.

«В круге Дягилевом» состоит из 12 сюжетов, в хронологическом порядке представляющих окружение главного героя в разные периоды его бурной жизни. Начиная с приезда 18-летнего Сергея Дягилева в Петербург в 1890 году и заканчивая смертью в Венеции в 1929-м. Куратор не боится использовать просветительский прием. Многие ли знают биографию Дягилева во всех важных подробностях? У него было много ссор и расставаний: Александр Бенуа, Мария Тенишева, позднее Вацлав Нижинский, Михаил Фокин. Только друг юности Валентин Нувель, а позже светская патронесса Мися Серт будут верны Дягилеву до конца его дней. Нувель представлен работой из Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Серт — метровым живописным полотном кисти Пьера Боннара из мадридского Музея Тиссена-Борнемисы.

Рядом со знакомыми многим автопортретами Бакста и Сомова показан портрет Александра Бенуа кисти того же Бакста из частного собрания. Пушкинский Дом предоставил портрет Антона Чехова, созданный художником Николаем Кравченко. В 1904 году Дягилев предложил писателю возглавить журнал «Мир искусства», тот отказался.

Центр Помпиду показывает рисунки Жана Кокто, который был автором либретто балета «Голубой экспресс». На одном — писатель Марсель Пруст, на другом — Дягилев и Нижинский. Из частной флорентийской коллекции происходит портрет Гарри Кесслера кисти Эдварда Мунка. С ним Дягилев вел переговоры о постановке балета на музыку Курта Вайля. Замысел не был осуществлен. Из частной коллекции на выставку прибыл автопортрет Де Кирико.

Две фотографии, сделанные двумя звездными соратниками, заслуживают особого внимания. Беренис Эбботт увековечила Габриель (Коко) Шанель — автора костюмов к «Голубому экспрессу». Ман Рэй сфотографировал Жоана Миро, который вместе с Максом Эрнстом работал над декорациями к балету «Ромео и Джульетта» на музыку Константа Ламберта в сезоне 1926 года. В финале Ромео, одетый пилотом, уносил возлюбленную в небо на аэроплане. 

Шереметевский дворец
В круге Дягилевом. Пересечение судеб
До 12 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+