18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Размежеваться и окрепнуть

№85
Материал из газеты

Экспертная комиссия предложила правительству Германии ликвидировать Фонд прусского культурного наследия — крупнейшее в стране художественное объединение. Президент фонда согласен с необходимостью реформ, но обвинения в адрес институции отвергает

По мнению комиссии уполномоченных консультантов при правительстве Германии, крупнейший работодатель страны в сфере искусства «не справляется со своими обязанностями». Входящие в Фонд прусского культурного наследия (SPK) институции, в том числе 15 берлинских государственных музеев, «рискуют не угнаться за современными тенденциями», заявили эксперты в своем недавнем докладе. Документ содержит требования кардинальной перестройки системы, в том числе ликвидации фонда.

Справка

Фонд прусского культурного наследия

SPK был основан в 1957 году для сохранения значимых произведений искусства в Западном Берлине. После падения Берлинской стены в 1989 году его основной функцией стало объединение коллекций Восточной и Западной Германии и формирование музейного ландшафта города. Организация ведет ряд крупных проектов, в частности реконструкцию Музейного острова. Сейчас на реконструкции находятся Пергамский музей и Новая национальная галерея, а в 2021 году должно начаться строительство музея искусства XX века по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron.

Еще…

Президент SPK Герман Парцингер вот уже 13 лет возглавляет расположенный в Берлине культурный конгломерат, в состав которого входят Новая национальная галерея, Пергамский музей, Музей современности, а также Иберо-американский институт, Тайный государственный архив Пруссии и Берлинская государственная библиотека. И он, кажется, не сильно обеспокоен радикальными итогами отчета. «В отчете содержатся важные рекомендации, — говорит Парцингер. — Возможно, не обязательно стремиться выполнить их все, но есть несколько очень точных наблюдений, которые надо принять к сведению».

Аудит был проведен по запросу министра культуры Германии Моники Грюттерс экспертами из научного консультативного органа Германии. Грюттерс с энтузиазмом приняла предложения, назвав их перспективными, и отметила, что соберет команду для разработки законопроекта и поиска политического консенсуса.

По словам государственных советников по вопросам культуры, фонд, в котором числится 1,9 тыс. работников, «страдает от многоуровневой иерархии и размытых процедур принятия решений, которые позволяют перекладывать обязанности, растягивая во времени рабочие процессы и снижая их прозрачность». Комиссия предложила отделить от фонда Иберо-американский институт, архив и библиотеку, сделав их независимыми. Также в правительстве выступают за слияние Берлинских государственных музеев с SPK.

«Отдельные учреждения нуждаются в большей автономии, им стоит завести собственный бюджет, — соглашается Парцингер. — Вопрос в том, действительно ли мы хотим превратить одно большое учреждение в четыре. Мне эта идея кажется трудно осуществимой. Я считаю, что фонд нужно оставить, хотя, конечно, ему следует радикально измениться».

После публикации доклада комиссии директора берлинских музеев написали открытое письмо с требованием предоставить им право принимать активное участие в проведении реформ. По их словам, излишняя бюрократия и иерархия «препятствуют быстрой реакции на актуальные вопросы и пожелания публики»; им не хватает финансирования и полномочий для принятия решений. Директора считают, что подобные ограничения «в долгосрочной перспективе калечат музеи». Парцингер уверяет, что понимает их озабоченность, и считает, что бюрократизм отчасти обусловлен решением 1990-х годов о централизации бюджетов и кадрового обеспечения.

Возможно, одна из причин хладнокровия Парцингера — удовлетворение тем, что на проблемы финансирования и кадров SPK наконец-то обратили внимание. Он отмечает, что на момент воссоединения Германии в фонде работало 3,5 тыс. человек, что почти вдвое превышает нынешнее число сотрудников. «Проблемы колониального наследия, исследование провенанса, образовательные и коммуникационные задачи, оцифровка произведений искусства — объем работ по всем этим направлениям заметно вырос, — констатирует Парцингер, — но банально не хватает кадров».

Операционный бюджет фонда в 2019 году составил чуть более €357 млн. Ключевым препятствием, указанным в отчете, является неспособность Берлина выделить средства в необходимом объеме. Поскольку финансовая поддержка федерального правительства зависит от одобрения города, деньги часто блокируются, и фонд вынужден обходиться без них. Кроме того, по словам президента SPK, ежегодный бюджет выставок в размере €4 млн, который формируется из доходов музеев от продажи билетов, недостаточен. «Выставки — основной способ для музея заявить о себе», — поясняет он.

Парцингер уже объявил, что уйдет на пенсию в 2025 году, но заключительная глава его карьеры будет посвящена переосмыслению подведомственной ему организации. «Мы хотим решать проблемы по мере их поступления, — говорит он. — Моя цель — довести начатое до конца и передать дела достойному преемнику». 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+