18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Размежеваться и окрепнуть

№85
Материал из газеты

Экспертная комиссия предложила правительству Германии ликвидировать Фонд прусского культурного наследия — крупнейшее в стране художественное объединение. Президент фонда согласен с необходимостью реформ, но обвинения в адрес институции отвергает

По мнению комиссии уполномоченных консультантов при правительстве Германии, крупнейший работодатель страны в сфере искусства «не справляется со своими обязанностями». Входящие в Фонд прусского культурного наследия (SPK) институции, в том числе 15 берлинских государственных музеев, «рискуют не угнаться за современными тенденциями», заявили эксперты в своем недавнем докладе. Документ содержит требования кардинальной перестройки системы, в том числе ликвидации фонда.

Справка

Фонд прусского культурного наследия

SPK был основан в 1957 году для сохранения значимых произведений искусства в Западном Берлине. После падения Берлинской стены в 1989 году его основной функцией стало объединение коллекций Восточной и Западной Германии и формирование музейного ландшафта города. Организация ведет ряд крупных проектов, в частности реконструкцию Музейного острова. Сейчас на реконструкции находятся Пергамский музей и Новая национальная галерея, а в 2021 году должно начаться строительство музея искусства XX века по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron.

Еще…

Президент SPK Герман Парцингер вот уже 13 лет возглавляет расположенный в Берлине культурный конгломерат, в состав которого входят Новая национальная галерея, Пергамский музей, Музей современности, а также Иберо-американский институт, Тайный государственный архив Пруссии и Берлинская государственная библиотека. И он, кажется, не сильно обеспокоен радикальными итогами отчета. «В отчете содержатся важные рекомендации, — говорит Парцингер. — Возможно, не обязательно стремиться выполнить их все, но есть несколько очень точных наблюдений, которые надо принять к сведению».

Аудит был проведен по запросу министра культуры Германии Моники Грюттерс экспертами из научного консультативного органа Германии. Грюттерс с энтузиазмом приняла предложения, назвав их перспективными, и отметила, что соберет команду для разработки законопроекта и поиска политического консенсуса.

По словам государственных советников по вопросам культуры, фонд, в котором числится 1,9 тыс. работников, «страдает от многоуровневой иерархии и размытых процедур принятия решений, которые позволяют перекладывать обязанности, растягивая во времени рабочие процессы и снижая их прозрачность». Комиссия предложила отделить от фонда Иберо-американский институт, архив и библиотеку, сделав их независимыми. Также в правительстве выступают за слияние Берлинских государственных музеев с SPK.

«Отдельные учреждения нуждаются в большей автономии, им стоит завести собственный бюджет, — соглашается Парцингер. — Вопрос в том, действительно ли мы хотим превратить одно большое учреждение в четыре. Мне эта идея кажется трудно осуществимой. Я считаю, что фонд нужно оставить, хотя, конечно, ему следует радикально измениться».

После публикации доклада комиссии директора берлинских музеев написали открытое письмо с требованием предоставить им право принимать активное участие в проведении реформ. По их словам, излишняя бюрократия и иерархия «препятствуют быстрой реакции на актуальные вопросы и пожелания публики»; им не хватает финансирования и полномочий для принятия решений. Директора считают, что подобные ограничения «в долгосрочной перспективе калечат музеи». Парцингер уверяет, что понимает их озабоченность, и считает, что бюрократизм отчасти обусловлен решением 1990-х годов о централизации бюджетов и кадрового обеспечения.

Возможно, одна из причин хладнокровия Парцингера — удовлетворение тем, что на проблемы финансирования и кадров SPK наконец-то обратили внимание. Он отмечает, что на момент воссоединения Германии в фонде работало 3,5 тыс. человек, что почти вдвое превышает нынешнее число сотрудников. «Проблемы колониального наследия, исследование провенанса, образовательные и коммуникационные задачи, оцифровка произведений искусства — объем работ по всем этим направлениям заметно вырос, — констатирует Парцингер, — но банально не хватает кадров».

Операционный бюджет фонда в 2019 году составил чуть более €357 млн. Ключевым препятствием, указанным в отчете, является неспособность Берлина выделить средства в необходимом объеме. Поскольку финансовая поддержка федерального правительства зависит от одобрения города, деньги часто блокируются, и фонд вынужден обходиться без них. Кроме того, по словам президента SPK, ежегодный бюджет выставок в размере €4 млн, который формируется из доходов музеев от продажи билетов, недостаточен. «Выставки — основной способ для музея заявить о себе», — поясняет он.

Парцингер уже объявил, что уйдет на пенсию в 2025 году, но заключительная глава его карьеры будет посвящена переосмыслению подведомственной ему организации. «Мы хотим решать проблемы по мере их поступления, — говорит он. — Моя цель — довести начатое до конца и передать дела достойному преемнику». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+