The Art Newspaper Russia
Поиск

Новый немецкий закон о защите культурных ценностей: итоги первого года

Представители арт-рынка Германии жалуются, что закон привел к спаду покупательской активности

Существует мнение, что продажу «Картины с белыми линиями» (1913) Василия Кандинского спровоцировало принятие закона о культурных ценностях. Фото: Sotheby's

Существует мнение, что продажу «Картины с белыми линиями» (1913) Василия Кандинского спровоцировало принятие закона о культурных ценностях. Фото: Sotheby's

Год назад Германия приняла вызвавший бурную дискуссию закон о защите культурных ценностей (Kulturgutschutzgesetz). Направленный на ограничение нелегального импорта древностей, он также ужесточил контроль за экспортом произведений, которые могут быть признаны «национальным достоянием». Несмотря на протест со стороны представителей арт-рынка, бундесрат (федеральный совет, в который входят представители правительств 16 регионов Германии) принял закон подавляющим большинством голосов в июле 2016-го. 

Отчет по результатам первого года запланирован на 2018-й, однако сомнения в эффективности закона звучат уже сейчас. Многие утверждают, что произведения искусства продаются за границу в обход закона. Серьезной потерей для Германии стала продажа «Картины с белыми линиями» (1913) Василия Кандинского из собрания покойного кельнского коллекционера Вильгельма Хака. В 1974 году он приобрел полотно, хранившееся в Третьяковской галерее, у советского правительства (такой провенанс объясняет, почему на лондонских торгах Sotheby’s в июне 2017 года оно ушло за рекордные £33 млн). В немецких СМИ также высказывались предположения о том, что перед принятием закона представители династии Гогенцоллернов (бывших правителей Пруссии) вывозили произведения искусства в Лондон и другие места, чтобы успеть обойти вводимые ограничения на экспорт. Действительно, на состоявшихся в Лондоне 5 июля этого года торгах Sotheby’s ушли с молотка полотна, висевшие когда-то в их дворце Сан-Суси в Потсдаме, в том числе картина «Пруд Венеры в Тиргартене» Якоба Филиппа Хаккерта (1761). Впрочем, семья Гогенцоллернов постепенно распродает произведения искусства еще с 1920-х годов.

Страх, что коллекционеры бросятся вывозить из Германии свои собрания, все же преувеличен. Представители компаний, специализирующихся на транспортировке произведений искусства, подтверждают, что некоторые их клиенты  действительно интересовались услугами хранения в Женеве и Лондоне, но решили не прибегать к ним из-за высоких цен.
Ситуация с ввозом ценностей, напротив, изменилась очень серьезно. Председатель Sotheby’s Europe Филипп фон Вюрттемберг говорит, что закон «ограничивает приток произведений искусства, поскольку коллекционеры не знают, что произойдет в будущем с их работами, если те окажутся в Германии».  

Просмотры: 1740
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru