The Art Newspaper Russia
Поиск

Новый немецкий закон о защите культурных ценностей: итоги первого года

Представители арт-рынка Германии жалуются, что закон привел к спаду покупательской активности

Существует мнение, что продажу «Картины с белыми линиями» (1913) Василия Кандинского спровоцировало принятие закона о культурных ценностях. Фото: Sotheby's

Существует мнение, что продажу «Картины с белыми линиями» (1913) Василия Кандинского спровоцировало принятие закона о культурных ценностях. Фото: Sotheby's

Год назад Германия приняла вызвавший бурную дискуссию закон о защите культурных ценностей (Kulturgutschutzgesetz). Направленный на ограничение нелегального импорта древностей, он также ужесточил контроль за экспортом произведений, которые могут быть признаны «национальным достоянием». Несмотря на протест со стороны представителей арт-рынка, бундесрат (федеральный совет, в который входят представители правительств 16 регионов Германии) принял закон подавляющим большинством голосов в июле 2016-го. 

Отчет по результатам первого года запланирован на 2018-й, однако сомнения в эффективности закона звучат уже сейчас. Многие утверждают, что произведения искусства продаются за границу в обход закона. Серьезной потерей для Германии стала продажа «Картины с белыми линиями» (1913) Василия Кандинского из собрания покойного кельнского коллекционера Вильгельма Хака. В 1974 году он приобрел полотно, хранившееся в Третьяковской галерее, у советского правительства (такой провенанс объясняет, почему на лондонских торгах Sotheby’s в июне 2017 года оно ушло за рекордные £33 млн). В немецких СМИ также высказывались предположения о том, что перед принятием закона представители династии Гогенцоллернов (бывших правителей Пруссии) вывозили произведения искусства в Лондон и другие места, чтобы успеть обойти вводимые ограничения на экспорт. Действительно, на состоявшихся в Лондоне 5 июля этого года торгах Sotheby’s ушли с молотка полотна, висевшие когда-то в их дворце Сан-Суси в Потсдаме, в том числе картина «Пруд Венеры в Тиргартене» Якоба Филиппа Хаккерта (1761). Впрочем, семья Гогенцоллернов постепенно распродает произведения искусства еще с 1920-х годов.

Страх, что коллекционеры бросятся вывозить из Германии свои собрания, все же преувеличен. Представители компаний, специализирующихся на транспортировке произведений искусства, подтверждают, что некоторые их клиенты  действительно интересовались услугами хранения в Женеве и Лондоне, но решили не прибегать к ним из-за высоких цен.
Ситуация с ввозом ценностей, напротив, изменилась очень серьезно. Председатель Sotheby’s Europe Филипп фон Вюрттемберг говорит, что закон «ограничивает приток произведений искусства, поскольку коллекционеры не знают, что произойдет в будущем с их работами, если те окажутся в Германии».  

Просмотры: 1899
Популярные материалы
1
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
2
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
3
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru