18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Чисто викторианский авангард. «Братство прерафаэлитов» впервые предстает во всей красе

Московская выставка, которая проходит при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в сотрудничестве с Британским советом, несколько сокращена по отношению к «материнской» 2012 года в Лондоне.Тем не менее это шедевры Данте Габриэля Россетти, Джона Эверетта Миллеса, Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Холмана Ханта, которые в России показывают впервые. Большей частью их владеет Галерея Тейт, а 13 декоративных предметов, знакомящих с движением «Искусства и ремесла», были изготовлены компаниями Уильяма Морриса или под его контролем: шпалера и витражи, резной буфет, образец обоев, печатная книга и вышитые ткани. Прерафаэлиты — самое известное художественное течение в Великобритании XIX века — в Москве так обильно не выставлялись. Была лишь в 2008 году в Государственной Третьяковской галерее выставка «Искусство прерафаэлитов и русская живопись», совместная с аукционным домом Christie's, показавшая 13 полотен прерафаэлитов, да и та шла только пять дней. Новая выставка — наконец-то! — заполняет этот пробел.

Единственное, что вызывает сомнение — подзаголовок «Викторианский авангард» в названии выставки. Такое определение требует существенного пересмотра самого понятия «авангард». Очевидно, что под авангардом британские кураторы понимают всего лишь революционизирующее совместное движение в искусстве. А в этом смысле и барокко можно назвать «римским авангардом». Это название, скорее, манок для привлечения масс, в России, однако, не нужный. Потому что толпа и так обеспечена.

Прерафаэлиты — это братство промежутка. Они заполняют исторический разрыв между академизмом и импрессионизмом, между реализмом и символизмом. Они писали на пленэре, они работали общинно, рисовали разноцветные тени, изображали классовое неравенство. Живописцев их круга вдохновляли самые новые и старые технологии и материалы, от сияющего золотом иконного фона у «Невесты» (1842) фон Холста до ослепительно синего кобальта в платье «Марианны» (1850–1851) Миллеса. Эти великие краски до сих пор не потускнели, и сила их воздействия не угасла. Но… обе картины слишком хорошо сбалансированы для того, чтобы их можно было назвать «авангардными». У прерафаэлитов были передовые приемы, но не было революционных работ.

Настоящими британскими революционерами были два Уильяма — Блейк и Тернер. По сравнению с пророческой мощью Блейка изысканно-эротичные библейские фантазии выглядят отступлением в сторону «изящного», все эти трехгрошовые символы рядом с мрачными загадками Блейка — шаг не вперед, а назад. Прерафаэлиты писали природу точно и деликатно, но рядом с невероятной новизной и силой тернеровских пейзажей их ландшафты выглядят всего лишь мелкими комнатными декорациями. У прерафаэлитов не было ни агрессии, ни эпатажа. Основные их темы сугубо литературны. Это слишком британское искусство, временами эксцентричное, но очень вежливое по отношению к прошлому.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+