18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Чисто викторианский авангард. «Братство прерафаэлитов» впервые предстает во всей красе

Московская выставка, которая проходит при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в сотрудничестве с Британским советом, несколько сокращена по отношению к «материнской» 2012 года в Лондоне.Тем не менее это шедевры Данте Габриэля Россетти, Джона Эверетта Миллеса, Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Холмана Ханта, которые в России показывают впервые. Большей частью их владеет Галерея Тейт, а 13 декоративных предметов, знакомящих с движением «Искусства и ремесла», были изготовлены компаниями Уильяма Морриса или под его контролем: шпалера и витражи, резной буфет, образец обоев, печатная книга и вышитые ткани. Прерафаэлиты — самое известное художественное течение в Великобритании XIX века — в Москве так обильно не выставлялись. Была лишь в 2008 году в Государственной Третьяковской галерее выставка «Искусство прерафаэлитов и русская живопись», совместная с аукционным домом Christie's, показавшая 13 полотен прерафаэлитов, да и та шла только пять дней. Новая выставка — наконец-то! — заполняет этот пробел.

Единственное, что вызывает сомнение — подзаголовок «Викторианский авангард» в названии выставки. Такое определение требует существенного пересмотра самого понятия «авангард». Очевидно, что под авангардом британские кураторы понимают всего лишь революционизирующее совместное движение в искусстве. А в этом смысле и барокко можно назвать «римским авангардом». Это название, скорее, манок для привлечения масс, в России, однако, не нужный. Потому что толпа и так обеспечена.

Прерафаэлиты — это братство промежутка. Они заполняют исторический разрыв между академизмом и импрессионизмом, между реализмом и символизмом. Они писали на пленэре, они работали общинно, рисовали разноцветные тени, изображали классовое неравенство. Живописцев их круга вдохновляли самые новые и старые технологии и материалы, от сияющего золотом иконного фона у «Невесты» (1842) фон Холста до ослепительно синего кобальта в платье «Марианны» (1850–1851) Миллеса. Эти великие краски до сих пор не потускнели, и сила их воздействия не угасла. Но… обе картины слишком хорошо сбалансированы для того, чтобы их можно было назвать «авангардными». У прерафаэлитов были передовые приемы, но не было революционных работ.

Настоящими британскими революционерами были два Уильяма — Блейк и Тернер. По сравнению с пророческой мощью Блейка изысканно-эротичные библейские фантазии выглядят отступлением в сторону «изящного», все эти трехгрошовые символы рядом с мрачными загадками Блейка — шаг не вперед, а назад. Прерафаэлиты писали природу точно и деликатно, но рядом с невероятной новизной и силой тернеровских пейзажей их ландшафты выглядят всего лишь мелкими комнатными декорациями. У прерафаэлитов не было ни агрессии, ни эпатажа. Основные их темы сугубо литературны. Это слишком британское искусство, временами эксцентричное, но очень вежливое по отношению к прошлому.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+