18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Человек, которому доверял Фаберже

№85
Материал из газеты

Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию

Выставка, посвященная сотрудничеству фирмы Карла Фаберже с мастером эмали Федором Рюкертом, должна была открыться в Музеях Московского Кремля несколько месяцев назад, но вернисаж был сдвинут из-за карантина (актуальные даты работы выставки: 9 октября 2020 года — 20 января 2021 года). Зато из печати успел выйти объемистый каталог (400 страниц, 2,5 кг веса), который станет хорошим подспорьем специалистам — тем более что в книгу включено 490 экспонатов, а на реальную выставку из-за того же «локдауна» в итоге доехало не все изначально запланированное.

Главный герой проекта — Федор Рюкерт (1851–1918), чье имя, как доказывает издание, не зря поставлено рядом с Фаберже. Его московская мастерская специализировалась на эмалях: и создавала самостоятельные произведения, и приглашалась другими фирмами для «наведения лоска». Помимо Фаберже, мастера Рюкерта украшали эмалями продукцию многих других ювелирных компаний начала ХХ века.

Открытие Рюкерта оказывается удивительной историей. Еще совсем недавно он не был известен практически никому, первая статья о нем вышла в каталоге американской выставки в 2000 году. Всего за 20 лет наследие Рюкерта приобрело зримые очертания: государственные музеи принялись атрибутировать его произведения в своих фондах, а частные коллекционеры — охотиться за ними на аукционах. Сегодня Рюкерт — одно из самых заманчивых имен на рынке. Например, в 2018 году на аукционе Sotheby’s шкатулка, украшенная эмалью с копией «Боярской свадьбы» Константина Маковского, была продана за £466 тыс. (при эстимейте £150–200 тыс.). Литература же по Рюкерту пока бедна — упомянем лишь каталог «Федор Рюкерт & Карл Фаберже» 2018 года, посвященный коллекции Михаила Ревякина и составленный искусствоведом Татьяной Мунтян.

В каталоге кремлевской выставки, также составленном Мунтян, в итоге оказалось 300 предметов, украшенных эмалями Рюкерта, и небольшая (увы!) вводная статья с обзором творчества мастера. Помимо государственных музеев, вещи для публикации предоставили полтора десятка частных коллекционеров начиная с Давида Якобашвили и Александра Дадиани. Ковши, солонки, блюда, шкатулки и плакетки с яркими эмалями — настоящее пиршество для глаз. Крупные поверхности часто украшены копиями картин работавших в «русском стиле» Виктора Васнецова и Сергея Соломко; более мелкие предметы рябят красочным многоцветьем, в котором искусствоведы находят не только ориентацию на русский XVII век, но и внимательное изучение того, что на рубеже XIX–XX веков в Вене делал с орнаментами Густав Климт.

Два других раздела каталога несут вспомогательную функцию. В одном представлено 40 предметов, созданных лучшими мастерами фирмы Фаберже Михаилом Перхиным и Юлием Раппопортом. Были отобраны предметы, украшенные в той же технике эмали, которая была одним из главных инструментов неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Характерно, что среди всех императорских яиц Фаберже только два выполнены в неорусском стиле — и оба как раз в технике эмали по скани в сочетании с гильоше-эмалью («Московский Кремль» и «Транссибирская магистраль»). Еще один раздел каталога — около 150 предметов — показывает эмальерное творчество прочих русских фирм, фабрик, мастерских и артелей того периода, а также студентов Строгановского училища, обучавшихся этому ремеслу. Здесь представлены такие имена, как Антип Кузьмичев, Орест Курлюков, Федор Лорие, Павел Овчинников, Мария Семенова, Иван Хлебников. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+