18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Памятник Савве Ямщикову открыли в Пскове

В тот же день в Пушкинских Горах заработал «Музей друзей Саввы Ямщикова»

Бронзовый памятник великому реставратору и искусствоведу Савве Ямщикову (1938–2009) открыли в день его рождения, 8 октября, в Пскове, возле Покровской башни, на пересечении улиц Воеводы Шуйского и Свердлова. 

«Псков был для Ямщикова главным городом в России, местом, куда он возвращался отовсюду — восстанавливать силы, собираться с мыслями, находить слова. Псков заботился о нем, как о родном сыне», — написал об этом событии псковский общественный деятель Лев Шлосберг, редактор-составитель сборника «Псковская губерния. Савва Ямщиков».

Трехметровую статую создали скульптор Михаил Плохоцкий и архитектор Александр Асафов. Памятник установили на невысоком травянистом холме. Вокруг, повторяя в плане фрагмент Покровской башни, стоят скамейки, имитирующие руинированные фундаменты из известняка. В руках у Ямщикова — его знаменитый посох, подарок легендарного хранителя Пушкинского заповедника Семена Степановича Гейченко, получившего его, в свою очередь, от поэта Михаила Дудина. С ним реставратор ходил по кабинетам, когда воевал с чиновниками.

Как сообщает псковская газета «Гражданинъ», памятник поставили рядом с тем местом, где, по воспоминаниям друзей, Савва Ямщиков «обручился» с Псковом на съемках фильма «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, консультантом которого был. 

Памятник был создан на средства, собранные на благотворительном аукционе, организованном Фондом изучения наследия П.А.Столыпина и Фондом имени Серафима Вырицкого. Они же провели творческий конкурс на создание памятника.

В тот же день в Пушкинских Горах состоялось открытие «Музея друзей Саввы Ямщикова». Новый музей — это своеобразный центр памяти реставратора, созданный усилиями президента Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы Валентина Эльбека, который в прошлом году приобрел старинный особняк 1840-х годов, расположенный вблизи Святогорского монастыря. «Эта идея в том числе принадлежала и Валентине Михайловне Ганибаловой — человеку, который многие годы жил рядом с Савелием Васильевичем, побуждал его на благие творческие деяния и вообще длительный период жизни являлся музой Савелия Васильевича», — сообщается на сайте Фонда.

Савва Ямщиков — выдающийся деятель русской культуры, искусствовед и реставратор, чье имя уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России, идейный вдохновитель и первый лауреат Всероссийской премии «Хранители наследия». Ямщиков окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ. Начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Ямщиков открыл жанр русского провинциального портрета, возродил к жизни имена многих забытых русских художников и иконописцев. Большую часть жизни Ямщиков провел за пределами Москвы, занимаясь реставрацией, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР». Он был создателем нескольких эпохальных выставок, в том числе «Ярославских портретов XVIII–XIX веков», а также автором множества каталогов, научных монографий и популярных книг, в том числе «Спасенная красота: рассказы о реставрации памятников искусства».  Скончался Ямщиков в 2009 году в Пскове, похоронен на кладбище в Ворониче (Пушкиногорский район).

Материалы по теме:
Вспоминая Ямщикова
Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+