18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века

Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века

Мавзолей Георгия Димитрова
София, Болгария

Тело болгарского вождя, умершего в 1949 году, было положено в мавзолей, возведенный в том же году архитектором Георгием Овчаровым под явным влиянием лаконичного стиля советского эталона (кстати, мавзолей Хо Ши Мина тоже похож). В 1989 году Народная Республика Болгария перестала быть социалистической, и на следующий год местная коммунистическая партия «по просьбе родственников» перезахоронила тело. Опустевшее здание, по некоторым источникам, превратили в общественный туалет. Спустя девять лет мавзолей, воспринимавшийся как символ тоталитаризма, было решено снести — его взрывали несколько дней, получилось только на пятый раз. Сейчас это место, с которого столько коммунистов принимали парады, демонстративно остается незанятым. Только парковка.


Мавзолей Сухэ-Батора
Улан-Батор, Монголия

Явно вдохновленное работой Щусева здание, в котором покоится и глава страны Хорлогийн Чойбалсан (скончавшийся в 1952-м), было построено в 1953 году. С показом останков публике тут не сложилось: хотя Чойбалсан был забальзамирован московскими специалистами, его преемник Юмжагийн Цэдэнбал приказал погрести его нормально, пусть и в мавзолее, а вдобавок подхоронил к нему умершего в 1923 году героя революции Сухэ-Батора, который и «украл» название усыпальницы. В 2005-м серо-красное гранитное сооружение, закрывавшее фасад Дворца правительства, было снесено, а останки обоих лидеров кремировали по буддийскому обряду. К 800-летию образования монгольского государства в 2006 году на опустевшем месте установили бронзовый памятник Чингисхану. Фасад Дворца это опять не украсило.


Национальный памятник на Виткове
Прага, Чехия

Чехословацкий президент Клемент Готвальд в своем мавзолее фактически был «кукушонком». Сначала тот предназначался для первого президента республики Томаша Масарика. Погребальную камеру обустроили в цоколе мемориала, воздвигнутого легендарному герою Яну Жижке еще в конце 1920-х — начале 1930-х годов на вершине Витковской горы и расширенного после Второй мировой войны. (Некрополь для героев страны там планировался сразу.) Забальзамировали Готвальда, умершего в 1953 году, некачественно, в 1962 году процесс разложения стал необратим, и его кремировали. Урна осталась в цоколе вместе с прахом других видных коммунистов. Эти 20 урн вывезли из мавзолея после Бархатной революции 1990 года и похоронили на кладбище. Теперь мемориал является частью Национального музея Праги и имеет историческую экспозицию. Из погребений тут осталась, кажется, только Могила Неизвестного Солдата.


Музей и мавзолей Маркоса
Батак, Филиппины

Это семейный дом Маркосов в городе Батак в его родной провинции с посвященной диктатору экспозицией. Бежавший филиппинский диктатор Фердинанд Маркос скончался в 1989 году на Гавайях. В 1993 году его тело было перевезено на родину, но не в столицу, а в склеп под этим домом, и открыто для обозрения. Затем начались продолжительные споры относительно судьбы тела диктатора, а в 2016 году Верховный суд Филиппин постановил, что Маркоса можно похоронить в земле на главном военном кладбище страны в Маниле (возражали родственники его жертв). Саркофаг остался в музее, внутрь поместили восковую копию тела. По данным туристического бюро провинции, где находится город Батак, забальзамированное тело, оказалось, привлекало туристов: после погребения их число упало с 130 тыс. человек в год до 30 тыс. В настоящее время дом-музей продолжает быть открытым, а в фондах его, как говорят, хранится еще несколько запасных восковых копий тела на случай, если нынешний экспонат пострадает.


Мавзолей Агостиньо Нето
Луанда, Ангола

Агостиньо Нето, первый президент Анголы, умер в Москве в 1979 году, его тело было забальзамировано и отправлено на родину. Вскоре началось строительство его мавзолея, а пока оно тянулось, доступ к останкам для поклонения открывали только раз в год. Бетонная стела в стиле советского брутализма была задумана масштабной (120 метров), архитекторы вдохновлялись стихотворением Нето «Путь звезд», а горожане прозвали ее «Спутник». Имена архитекторов не опубликованы, однако строительство курировала некая группа «Мавзолей» из СССР. Гражданская война в Анголе остановила гигантскую стройку. В 1992 году по просьбе семьи тело погребли на центральной площади столицы. Однако строительство комплекса все-таки возобновилось. Его смогли завершить только в 2012 году, после того как Северная Корея с целью укрепления отношений между странами профинансировала его окончание и отрядила на это корейскую строительную фирму Mansudae Overseas Projects. Сейчас стела работает как обзорная площадка, а в цоколе располагается мемориальный музей Нето.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+