18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Искусство с панорамным видом

№84
Материал из газеты

В Москва-Сити появилась своя галерея. Илона Кесаева открыла новую галерею и выставочное пространство в башне «Меркурий», принадлежащей ее отцу

Теперь московский квартал небоскребов Сити стал чуточку больше похож на мировые столицы, где в многоэтажных зданиях делового центра офисы финансовых компаний и роскошные магазины соседствуют с художественными галереями. В башне «Меркурий», принадлежащей бизнесмену Игорю Кесаеву, открылись ILONA-K artspace — выставочный зал площадью около 500 кв. м и галерея его дочери Илоны Кесаевой. Они разместились на втором и сороковом этажах соответственно. Так что галерея ILONA-K artspace обладает, как гласит пресс-релиз, «лучшими панорамными видами на Москву». Впрочем, гостям вернисажа было на что посмотреть и кроме вида из окон: к открытию подготовлена ретроспектива работ Ольги и Олега Татаринцевых «Утопая в цифрах».

Илона Кесаева — живой пример того, что любовь к искусству передается по наследству, ведь ее мать — коллекционер и меценат Стелла Кесаева. Прежде чем запустить собственный проект, цель которого — «популяризация в России современного искусства, поддержка международного художественного обмена и укрепление позиций российского искусства в мире», выпускница Лондонской школы экономики и Института искусств Sotheby’s Илона Кесаева участвовала в проектах Stella Art Foundation. Так, весной в период карантина фонд возобновил в онлайн-формате программу бесед об искусстве «Вечера в Скарятинском». Одной из ведущих была как раз Илона Кесаева, которая провела несколько бесед с ключевыми участниками московской художественной сцены, в частности с директором Пушкинского музея Мариной Лошак, меценатом, издателем The Art Newspaper Инной Баженовой, писательницей Аленой Долецкой, основателем Heritage Art Foundation Кристиной Краснянской, директором Cosmoscow Маргаритой Пушкиной. Впрочем, еще год назад в интервью Forbes Life Стелла Кесаева рассказала, что у Илоны будет коммерческая галерея, так как, в отличие от нее, дочь нацелена продавать искусство.

Сама Илона Кесаева пока немногословна и, рассказывая о будущем своей галереи в публичном поле, старается не отходить от ранее утвержденных формулировок пресс-релиза. Известно, что она планирует сотрудничать с международными художниками и ведущими галереями, а также продвигать лучших российских авторов на мировом арт-рынке, и первый шаг по пути к столь амбициозным целям — открытие ILONA-K artspace.

Инсталляция, давшая название выставке открытия, — «Утопая в цифрах» Ольги и Олега Татаринцевых — создана художниками специально для новой галереи и затрагивает особенно острую сегодня тему мнимых и реальных угроз современной цивилизации. Важной частью инсталляции стали графические листы с цифрами. На них фрагментарно, порой исчезая, в произвольном порядке приводится международная статистика заболеваемости COVID-19: даты, количество заболевших, выздоровевших и умерших в разных странах. За данными Татаринцевы следили с первых дней пандемии. Впечатление усиливается инсталляцией из сияющего новизной, отлитого из керамики оружия — автоматов Калашникова и других моделей, которые будто бы увязают в постаменте. Фоном транслируются сводки весенних новостей, в которых дикторы бесстрастно ведут хронику пандемии. Своеобразным пояснением служит приведенная тут же на стене цитата из книги Светланы Алексиевич о чернобыльской катастрофе, смысл которой, если вкратце, сводится к тому, что солдат в полной боевой амуниции и все оружие мира бессильны перед новой, невидимой и неосязаемой, угрозой. Эта работа выставлена на сороковом этаже башни, том самом, откуда открывается совершенно головокружительный вид на Москву (впрочем, родной город с такой высоты едва узнаваем). В выставочном зале представлены произведения, созданные творческим тандемом за последние десять лет, в том числе серия «За пределами», скульптурные объекты «Упорство памяти», «Груз» и «Камуфляж», инсталляции «Природа молчания» и «Ген альтруизма», произведения из проекта «Вместо музыки», а также живопись Ольги Татаринцевой. 

Начинание Илоны Кесаевой может быть встречено старожилами отечественного арт-рынка скептически: сколько новоявленных галеристов на нашей памяти говорили о необходимости продвигать российских художников за рубежом! Впрочем, в 2003-м, когда Стелла Кесаева открыла первую в России «буржуазную» галерею и привезла в Москву выставку работ Жан-Мишеля Баскиа, Тома Вессельмана и Энди Уорхола, Stella Art Gallery тоже многим казалась забавой скучающей жены богатого человека. Однако меньше чем за десять лет Стелла Кей (кстати, дочь использует в названии галереи то же сокращение от фамилии) прошла путь от начинающей галеристки до комиссара российского павильона на самой престижной, Венецианской биеннале в 2011–2015 годах. Хочется надеяться, что Илоне Кесаевой удастся вывести отечественное современное искусство на новую орбиту.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+