18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

У реставраторов наболело

Специалисты в области сохранения объектов культурного наследия обратились к советнику президента РФ по культуре Владимиру Толстому и министру культуры Ольге Любимовой с открытым письмом о катастрофическом положении в отрасли

В письме состояние реставрационной отрасли названо «кризисным», а сама отрасль — «по сути, разрушенной в результате законодательных и структурных изменений».

Одним из результатов сложившейся ситуации, пишут реставраторы, является подмена понятия «научная реставрация» термином «ремонтно-реставрационные работы», искажающим суть и цели реставрационной деятельности. Приоритетом при работе с памятниками стало получение экономической выгоды, а не сохранение их подлинного облика и материальной структуры.

Специалисты также указывают на проблему вымывания профессиональных кадров и падение уровня мастерства, уничтожение архивов и разрушение нормативной базы реставрации. Система выбора поставщика услуг (согласно закону 2013 года) в сфере сохранения объектов культурного наследия показала свою неэффективность, а в некоторых случаях стала причиной нанесения вреда памятникам, отмечают авторы письма. Дело в том, что важнейшие из условий конкурсных торгов — понижение стоимости работ и сокращение их сроков, а не качество выполнения. При таких условиях победителями конкурсов зачастую становятся организации, в составе которых нет достаточно профессиональных узкопрофильных специалистов, а в работе используются непроверенные материалы.

Серьезную обеспокоенность вызывает наметившееся в последние два года перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Несмотря на то что в структуру Министерства культуры РФ входят два специальных департамента (департамент музеев и департамент охраны культурного наследия), ответственность по обсуждению проблем и решению вопросов, связанных с сохранением памятников истории и культуры, а также с реставрационной деятельностью, взяло на себя Министерство строительства РФ. Все это губительно сказывается на состоянии памятников и даже может привести к их утрате.

«Ситуация, увы, приобретает характер катастрофы» — так завершается письмо, которое подписали почти 300 специалистов по сохранению культурного наследия, среди которых архитекторы и художники-реставраторы, сотрудники крупнейших музеев России (ГМИИ им. А.С.Пушкина, Исторического музея, Музеев Московского Кремля, Музея им. Андрея Рублева, Русского музея, Третьяковской галереи, региональных музеев) и ведущих профессиональных организаций — Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Полностью текст письма, в котором не только перечислены проблемы, но и предложены пути их решения, опубликован на сайте «Хранители наследия».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+