18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

У реставраторов наболело

Специалисты в области сохранения объектов культурного наследия обратились к советнику президента РФ по культуре Владимиру Толстому и министру культуры Ольге Любимовой с открытым письмом о катастрофическом положении в отрасли

В письме состояние реставрационной отрасли названо «кризисным», а сама отрасль — «по сути, разрушенной в результате законодательных и структурных изменений».

Одним из результатов сложившейся ситуации, пишут реставраторы, является подмена понятия «научная реставрация» термином «ремонтно-реставрационные работы», искажающим суть и цели реставрационной деятельности. Приоритетом при работе с памятниками стало получение экономической выгоды, а не сохранение их подлинного облика и материальной структуры.

Специалисты также указывают на проблему вымывания профессиональных кадров и падение уровня мастерства, уничтожение архивов и разрушение нормативной базы реставрации. Система выбора поставщика услуг (согласно закону 2013 года) в сфере сохранения объектов культурного наследия показала свою неэффективность, а в некоторых случаях стала причиной нанесения вреда памятникам, отмечают авторы письма. Дело в том, что важнейшие из условий конкурсных торгов — понижение стоимости работ и сокращение их сроков, а не качество выполнения. При таких условиях победителями конкурсов зачастую становятся организации, в составе которых нет достаточно профессиональных узкопрофильных специалистов, а в работе используются непроверенные материалы.

Серьезную обеспокоенность вызывает наметившееся в последние два года перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Несмотря на то что в структуру Министерства культуры РФ входят два специальных департамента (департамент музеев и департамент охраны культурного наследия), ответственность по обсуждению проблем и решению вопросов, связанных с сохранением памятников истории и культуры, а также с реставрационной деятельностью, взяло на себя Министерство строительства РФ. Все это губительно сказывается на состоянии памятников и даже может привести к их утрате.

«Ситуация, увы, приобретает характер катастрофы» — так завершается письмо, которое подписали почти 300 специалистов по сохранению культурного наследия, среди которых архитекторы и художники-реставраторы, сотрудники крупнейших музеев России (ГМИИ им. А.С.Пушкина, Исторического музея, Музеев Московского Кремля, Музея им. Андрея Рублева, Русского музея, Третьяковской галереи, региональных музеев) и ведущих профессиональных организаций — Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Полностью текст письма, в котором не только перечислены проблемы, но и предложены пути их решения, опубликован на сайте «Хранители наследия».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+