18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Итальянские формы в кастильской раскраске

№83
Материал из газеты

Творчество мастера XVI века Алонсо Берругете получало признание по мере того, как ослабевала антипатия к раскрашенной скульптуре

До недавнего времени великий кастильский живописец и скульптор Алонсо Берругете (около 1488 — 1561) оставался не признанным за пределами родины, хотя его и знали в узком кругу ученых-испанистов. Джонатан Браун в предисловии к этой книге называет его «самым недооцененным европейским художником XVI века». Между тем звезда Берругете когда-то ярко сияла на испанском небосклоне. Ювелир Хуан де Арфе, его более молодой современник, полагал, что Берругете «искоренял варварство, существовавшее в Испании».

Книга, посвященная Берругете, призвана вернуть ему былую славу. Появление этого издания приурочивалось к персональной выставке художника, которая успела пройти в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, но из-за пандемии коронавируса была отложена в Музее Мидоуза в Далласе. Строго говоря, книга не является каталогом выставки, а, скорее, представляет собой монографию, которая состоит из очерков, написанных рядом выдающихся ученых, включая самих ее редакторов — Клода Дугласа Дикерсона III и Марка Макдоналда. Лишь в конце приведен краткий перечень взятых на выставку произведений.

Тот факт, что работы Берругете прежде не считались значимыми среди неиспанских зрителей, объясняется двумя особенностями творчества художника. Первая и главная заключается в том, что большинство его скульптур полихромные. Вторая — в том, что его искусство, несомненно, относится к итальянскому Возрождению, а это означает, что его работы можно было рассматривать как производные от итальянских. С воцарением классицизма раскрашенная скульптура подчас оставалась без внимания, в том числе испанские полихромные произведения, обычно еще и позолоченные. Современным же зрителям стоит учитывать, что Берругете привнес в испанскую скульп­туру монументальность и придал особую яркость ренессансным формам, которые изучал в Италии.

Он провел там около 12 лет, с 1506 по 1518 год. Во Флоренции встречался с Микеланджело, какое-то время жил в Риме и, возможно, в Неаполе. В его работах можно проследить источники итальянского влияния, а также воздействие классической скульптуры, в частности статуи «Лаокоон и его сыновья», обнаруженной во время раскопок в 1506 году. Вернувшись в Испанию, Берругете получал крупные заказы на полихромные позолоченные произведения в алтаре, например запрестольные образы для монастыря Сан-Бенито эль-Реаль в Вальядолиде, законченные в 1533 году. Эти образы наряду с деревянной скульптурой включали и живопись.

В очерке Мануэля Ариаса Мартинеса описаны обстановка в Испании, сопутствовавшая созданию полихромных запрестольных образов, и их значение для церквей и соборов. Дафне Барбур в своей статье обсуждает практические стороны вопроса, объясняя технику полихромии, золочения и резьбы по дереву. Еще Берругете занимался резьбой по алебастру и ваял из мрамора, что подробно описывается в очерке Хулии Васкес. Статья Марка Макдоналда включает в себя компактный каталог-резоне из 35 рисунков, атрибутированных мастеру или его мастерской, что обеспечивает крепкую основу для дальнейших исследований.

Разумеется, по-настоящему творчество Берругете можно оценить только на месте, в Толедо или Вальядолиде. Но книга, несомненно, привлечет к фигуре этого художника дополнительное внимание — как академической, так и самой широкой аудитории.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+