18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Итальянские формы в кастильской раскраске

№83
Материал из газеты

Творчество мастера XVI века Алонсо Берругете получало признание по мере того, как ослабевала антипатия к раскрашенной скульптуре

До недавнего времени великий кастильский живописец и скульптор Алонсо Берругете (около 1488 — 1561) оставался не признанным за пределами родины, хотя его и знали в узком кругу ученых-испанистов. Джонатан Браун в предисловии к этой книге называет его «самым недооцененным европейским художником XVI века». Между тем звезда Берругете когда-то ярко сияла на испанском небосклоне. Ювелир Хуан де Арфе, его более молодой современник, полагал, что Берругете «искоренял варварство, существовавшее в Испании».

Книга, посвященная Берругете, призвана вернуть ему былую славу. Появление этого издания приурочивалось к персональной выставке художника, которая успела пройти в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, но из-за пандемии коронавируса была отложена в Музее Мидоуза в Далласе. Строго говоря, книга не является каталогом выставки, а, скорее, представляет собой монографию, которая состоит из очерков, написанных рядом выдающихся ученых, включая самих ее редакторов — Клода Дугласа Дикерсона III и Марка Макдоналда. Лишь в конце приведен краткий перечень взятых на выставку произведений.

Тот факт, что работы Берругете прежде не считались значимыми среди неиспанских зрителей, объясняется двумя особенностями творчества художника. Первая и главная заключается в том, что большинство его скульптур полихромные. Вторая — в том, что его искусство, несомненно, относится к итальянскому Возрождению, а это означает, что его работы можно было рассматривать как производные от итальянских. С воцарением классицизма раскрашенная скульптура подчас оставалась без внимания, в том числе испанские полихромные произведения, обычно еще и позолоченные. Современным же зрителям стоит учитывать, что Берругете привнес в испанскую скульп­туру монументальность и придал особую яркость ренессансным формам, которые изучал в Италии.

Он провел там около 12 лет, с 1506 по 1518 год. Во Флоренции встречался с Микеланджело, какое-то время жил в Риме и, возможно, в Неаполе. В его работах можно проследить источники итальянского влияния, а также воздействие классической скульптуры, в частности статуи «Лаокоон и его сыновья», обнаруженной во время раскопок в 1506 году. Вернувшись в Испанию, Берругете получал крупные заказы на полихромные позолоченные произведения в алтаре, например запрестольные образы для монастыря Сан-Бенито эль-Реаль в Вальядолиде, законченные в 1533 году. Эти образы наряду с деревянной скульптурой включали и живопись.

В очерке Мануэля Ариаса Мартинеса описаны обстановка в Испании, сопутствовавшая созданию полихромных запрестольных образов, и их значение для церквей и соборов. Дафне Барбур в своей статье обсуждает практические стороны вопроса, объясняя технику полихромии, золочения и резьбы по дереву. Еще Берругете занимался резьбой по алебастру и ваял из мрамора, что подробно описывается в очерке Хулии Васкес. Статья Марка Макдоналда включает в себя компактный каталог-резоне из 35 рисунков, атрибутированных мастеру или его мастерской, что обеспечивает крепкую основу для дальнейших исследований.

Разумеется, по-настоящему творчество Берругете можно оценить только на месте, в Толедо или Вальядолиде. Но книга, несомненно, привлечет к фигуре этого художника дополнительное внимание — как академической, так и самой широкой аудитории.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+