18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Три самые интересные выставки недели

Обнаженное тело в русском искусстве в Третьяковской галерее, Британский дизайн в ГМИИ им. А.С.Пушкина, белютинцы в Русском музее.

Британия – родина современного дизайна, его корни уходят в промышленную революцию XIX века и в «Движение искусства и ремесел» художника, поэта и издателя Уильяма Морриса, считавшего, что искусство должно окружать человека в его повседневной жизни в красивых предметах и обстановке. Текстиль и обои Морриса с растительными мотивами до сих пор очень популярны во всем мире. Его идеи разделял и Кристофер Дрессер – первый в истории дизайнер в современном понимании этого слова, поставивший свою элегантную минималистскую мебель, посуду и образцы обоев на промышленный конвейер. Всего на выставке «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции» – 12 уникальных предметов дизайна XIX века из коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта. А к ним в параллель выставлены 20 ведущих современных авторов – Захи Хадид, Тома Диксона, Джеффри Мэнна и других, – использующих современные материалы и новейшие технологии, но тем не менее продолжающих традицию новаторов XIX века.

Обнаженное тело в русском искусстве в разные периоды его истории несло разную смысловую нагрузку. Изнеженных, написанных по классическим канонам красоты мифологических героев полотна Ивана Акимова «Самосожжение Геркулеса в присутствии его друга Филоктета» (1782) сменяют полнотелые красавицы академиста Карла Брюллова, им на смену приходит чахоточно-утонченный тип красавиц Серебряного века и корпулентные купчихи Бориса Кустодиева. Затем появляется советский идеал обнаженного тела с натруженными мускулами и твердо стоящего на земле, как у соцреалиста Виталия Тихова («Баня», 1921) или в одноименной картине Александра Герасимова 1938 года. А в 1970-е годы появился еще и типаж обнаженного тела с «философской» нагрузкой, как в картине Бориса Тальберга «Тет-а-тет» (1977). Это автопортрет художника, одетого и голого, беседующего о сокровенном с самим собой.

Выставка Русского музея и Фонда русского абстрактного искусства «За гранью предметности в русском искусстве второй половины ХХ века» посвящена объединению художников «Новая реальность» – единственной в своем роде экспериментальной студии в Москве 1960–1970-х годов, работавшей над созданием нового художественного языка и одновременно продолжавшей развивать наследие русского авангарда в условиях советской цензуры, когда почти 30 лет было невозможно отклоняться от канонов официального соцреализма. Ее возглавлял художник, педагог и теоретик Элий Белютин (1925–2012), наследие которого, хорошо известное за рубежом, все еще мало знакомо российскому зрителю. Дневники художников группы, наработки и примеры заданий Белютина, привлеченные из архива Фонда, дают уникальную возможность ближе познакомиться или даже впервые увидеть как отдельные работы самого Белютина, так и других художников «Новой реальности» – Веры Преображенской, Люциана Грибкова, Владислава Зубарева, Анатолия Сафохина, Тамары Тер-Гевондян.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+