18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Последних работ Рафаэля прибавилось

В ходе реставрации фресок капеллы Киджи в римской церкви Санта-Мария делла Паче, возможно, обнаружена еще одна работа Рафаэля

Над созданием фрески, изображающей четырех сивилл в окружении ангелов, над входной аркой капеллы Рафаэль работал в 1513–1514 годах. Эта капелла, посвященная другу и покровителю художника — сиенскому банкиру Агостино Киджи, в небольшой римской церкви Санта-Мария делла Паче, знаменитой также клуатром по проекту Донато Браманте и барочным фасадом Пьетро да Кортона, известна как одна из последних работ великого мастера; заканчивали ее его ученики.

В феврале 2019 года по инициативе Антонио Форчеллино, архитектора, реставратора и признанного эксперта по эпохе Возрождения, автора двух монографий о Рафаэле, в капелле Киджи начались реставрационные работы. «Когда я занимался римским периодом Рафаэля, в том числе историей его дружбы с Агостино Киджи, в то время самым могущественным банкиром Европы, я много думал и о фресках в капелле Киджи. Уже в начале XVII века они пребывали в неважном состоянии из-за постоянной сырости. Непосредственно под церковью протекали грунтовые воды, которые осушили только 25 лет назад», — рассказал реставратор итальянской газете Corriere della Sera. Найдя частных спонсоров и получив согласие городских властей, Форчеллино тут же приступил к работам по очистке и закреплению фресок, взобравшись на 14-метровые леса и продвигаясь в день, по его словам, «буквально на два квадратных сантиметра».

В марте 2020 года из-за карантина работы пришлось приостановить, зато в мае, после их возобновления, реставратора ждало настоящее открытие. «Две пилястры по бокам фрески практически всегда были покрыты штукатуркой. Когда я начал ее удалять, сначала проступило золото, самый красноречивый символ богатства Агостино Киджи, а затем, постепенно, на левой пилястре — и декор в стиле гротеска с изображением сатира с корзиной». Это открытие дает основание предположить, что по замыслу Рафаэля сценография фрески начиналась с «двойных пилястр», совмещенных реальных и иллюзорных, — приема, который позже полюбили художники барокко. Форчеллино уверен, что обнаружение «двойных пилястр» позволяет не соглашаться с теми историками искусства, которые считают, что Рафаэль не завершил работу над фреской. «Это открытие важно потому, что речь здесь идет о последнем творении великого мастера», — заключает реставратор.

Интересно, что в мае же в зале Константина в Ватикане были обнаружены две фигуры, созданные Рафаэлем, хотя прежде считалось, что зал полностью расписан мастерами его школы по эскизам.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+