18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви

Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое

Директор флорентийской Галереи Уффици Айке Шмидт заявил, что, по его мнению, многие произведения религиозного искусства, находящиеся сегодня в музеях и хранилищах Италии, следует вернуть в церкви, для которых они были созданы. Он даже предложил вернуть «Мадонну Ручеллаи» (около 1275) Дуччо, одно из самых знаменитых произведений Проторенессанса в собрании Уффици, обратно во флорентийскую церковь Санта-Мария Новелла, откуда ее забрали в 1948 году.

Эта идея возникла, когда команда Уффици разрабатывала стратегию реагирования на пандемию коронавируса. В числе прочего рассматривалась возможность диверсифицировать, распределить экспонаты по разным площадкам, таким образом создав музей, «рассеянный» за пределами стен галереи.

Шмидт признал, что у демонстрации искусства в музее есть свои плюсы. К примеру, сейчас «Мадонна Ручеллаи» экспонируется рядом с алтарными образами кисти двух других суперзвезд средневековой итальянской живописи, Чимабуэ и Джотто, так что у посетителей есть возможность сопоставить их. Однако, по его словам, изъятие «Мадонны Ручеллаи» из церкви Санта-Мария Новелла лишило произведение важнейшего элемента его истории и смысла.

Шмидт обнаружил, что в хранилищах Главного управления по охране объектов культурного и археологического наследия находится около тысячи произведений религиозного искусства, большая часть из которых была перенесена на хранение в музеи после Второй мировой войны. Упорядоченного каталога этих работ нет, а доступ к ним затруднен даже для специалистов.

«Религиозное искусство создавалось для исполнения религиозных функций и, как правило, в религиозной обстановке», — сказал Шмидт The Art Newspaper. Он добавил, что при возвращении в то место, для которого произведение было создано, оно будет представлено в правильном историческом и художественном контексте, так что зрители, возможно, лучше почувствуют его духовную составляющую.

Важно отметить, что Айке Шмидт, помимо Уффици, возглавляет Фонд религиозных зданий, который входит в состав Министерства внутренних дел и обслуживает около 900 католических церквей и других культовых сооружений Италии. Поскольку большинство церквей, в которые можно было бы передать произведения, находится в ведении этого фонда, то юридическое оформление возврата работ будет предельно простым: их просто переведут из одного государственного ведомства в другое. Разумеется, необходимо будет проработать вопросы реставрации и безопасности, но с современными технологиями подобные задачи решаются гораздо проще, чем в прошлом. Шмидт подчеркнул, что алтарный образ Джорджоне «Мадонна Кастельфранко», одно из важнейших произведений итальянского Ренессанса, хранится в церкви, для которой он был написан, в очень хороших и безопасных условиях.

Предложение Айке Шмидта вызвало неоднозначную реакцию. Оставим в стороне оскорбительные комментарии фанатиков от культурного наследия, в числе которых оказались и некоторые итальянские медиа. Глава епархиального музея Флоренции Тимоти Вердон рассказал информационному агентству Ansa, что посчитал предложение «очень позитивной провокацией», нереалистичной «по причинам, которые все поймут». А архиепископ Флоренции кардинал Джузеппе Бетори отметил, что «это предложение заслуживает того, чтобы быть выслушанным и прокомментированным», но «каждый случай должен рассматриваться отдельно».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+