18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

МоМА вступил в борьбу за спасение стены с рисунком Пикассо в Осло

«Рабочие уже начали сверлить, и это пугает, потому что, как только они начнут двигать мурал, он треснет», — говорит дочь норвежского художника Карла Нешара, который наносил на бетон рисунок Пикассо

Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке вступил в конфликт вокруг планируемого в Осло сноса правительственного здания, украшенного бетонными сграффито по эскизам Пабло Пикассо. Представители МоМА — главный куратор отдела архитектуры и дизайна Мартино Стьерли и главный куратор отдела живописи и скульптуры Энн Темкин — обратились к правительству Норвегии с письмом, в котором призвали «пересмотреть одобренное решение о сносе».

Стены бруталистского Y-Block, построенного по проекту архитектора Эрлинга Викшё в 1969 году в правительственном квартале норвежской столицы, декорированы двумя рисунками по бетону по эскизам Пабло Пикассо, нанесенными пескоструйным аппаратом: «Рыбаки» на фасаде здания и «Чайка» на внутренней стене в лобби. Муралы выполнил норвежский художник Карл Нешар. В интерьерах стоящего неподалеку здания 1958 года H-Block, также построенного по проекту Викшё, есть еще три небольших работы Пикассо и Нешара.

Правительство предложило снести Y-Block еще в 2014 году, ссылаясь на то, что тратить средства на техническое обслуживание неиспользуемого здания неразумно. И хотя нынешний план предполагает сохранение и перенос сграффито с Y-Block на новое место, ряд организаций, занимающихся охраной историко-культурного наследия, в том числе Национальный фонд Норвегии и Europa Nostra, выступил с его резкой критикой.

«Здание десять дней назад обнесли забором, а „Рыбаков“ завесили. Рабочие уже начали сверлить, и это пугает, потому что, как только они начнут двигать мурал, он треснет. Никто не объяснил им, как это делать. Сама стена и есть произведение искусства», — рассказала The Art Newspaper Гро Нешар Греве, дочь Карла Нешара.

По данным норвежской газеты VG, представители МоМА адресовали письмо премьер-министру Норвегии Эрне Сульберг и министру окружающей среды Свейнунгу Ротеватну. В письме, опубликованном в норвежских СМИ, говорится: «…Мы пишем, чтобы выразить глубокую обеспокоенность в связи с одобренным сносом правительственного здания Y-Block… снос этого комплекса не только станет большой потерей для архитектурного наследия Норвегии, но и поставит крест на любых попытках спасти или перенести эти site-specific-работы Пикассо».  

Вмешательство МоМА, как подчеркивает Тоне Сельмер-Ольсен из Архитектурной ассоциации Осло, на которую ссылается VG, свидетельствует о том, «что Y-Block — не только одно из уникальных произведений модернизма в нашей стране, но и часть мировой истории архитектуры и искусства».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+