18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Более половины людей с инвалидностью испытывают в музеях дискомфорт

Политехнический музей, готовящийся к открытию, провел онлайн-опрос в рамках развития своих инклюзивных программ

Политехнический музей поделился результатами интернет-опроса на тему «Как родители детей с инвалидностью оценивают опыт посещения культурных институций». В опросе приняли участие 224 человека, из них люди с инвалидностью составили 11,6%, остальные — родители детей с инвалидностью.

Более половины участников опроса — 64% — говорят о том, что испытывают отрицательные эмоции при посещении учреждений культуры. Основные их чувства — тревога, волнение и страх.

Родители детей с инвалидностью по умолчанию не доверяют учреждению перед посещением, часто их негативный опыт вызван неуважительным или нетактичным поведением его сотрудников. К этому добавляются проблемы, связанные с непродуманным техническим оснащением музеев.

Музеи плохо оборудованы для посещения зрителями на колясках или с физическими особенностями развития — часто проезд невозможен или неудобен. «Кроме собственно передвижения затруднение вызывает и осмотр самой экспозиции. Например, витрины в музеях расположены намного выше уровня глаз (родители стараются приподнимать ребенка, но быстро устают), если на выставке предполагается интерактивная часть, то она тоже бывает недоступна людям на колясках (кнопки, элементы экспонатов расположены слишком высоко)», — говорится в отчете. Дети с особенностями ментального развития часто не имеют возможности и места отдохнуть или переключиться в ходе посещения учреждения, нет специальных экскурсий или просто возможности сопровождения. Родители детей с нарушением зрения отмечают малое количество экспонатов или макетов, которые можно трогать. Навигация по музею для слабовидящих и слепых людей обычно не предусмотрена или затруднена.

В Политехе работу с людьми намерены выстроить таким образом, чтобы эти сложности при его посещении не возникали, для этого здесь был создан специальный совет по доступности. Уже сейчас эксперты музея делают вывод, что часть тревог может быть снята на этапе подготовки к посещению, если на сайте имеется информация о том, как музей устроен (в первую очередь о доступности среды) и какая есть поддержка в случае необходимости (сопровождение и/или информация о том, к кому из работников можно обратиться при возникновении проблем, специализированная программа экскурсий).

Стоит добавить, что российские музеи ведут огромную работу по созданию доступной среды. Флагманы в этом направлении — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где с 2016 года реализуется программа «Доступный музей» и ежегодно проводится Международный инклюзивный фестиваль, и Музей современного искусства «Гараж» — там с 2015 года работает отдел инклюзивных программ и люди с инвалидностью становятся не просто наблюдателями, но активными созидателями (при их участии была организована выставка «Единомышленники»).

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+